Шансов потерять мужа больше, чем с ним развестись

У нас более 810 тысяч женщин похоронили своих супругов — это столько же, сколько жителей Бреста и Гомеля, вместе взятых...

У нас более 810 тысяч женщин похоронили своих супругов — это столько же, сколько жителей Бреста и Гомеля, вместе взятых. Больше вдов было только после Великой Отечественной (около полутора миллиона, по данным переписи 1959 года). Сейчас же вдова — каждая пятая, тогда как «разведенка» — каждая десятая. Горький парадокс? Или пережить мужа — неизбежный удел большинства? Ведь даже в самых развитых странах мужчины живут на 7 — 8 лет меньше женщин. А в Беларуси разрыв «на финише» — как минимум 12 лет. Но и знание этого никому еще не помогло внутренне подготовиться к предстоящей утрате.


Живая душа


Светлана Нагимова сначала стала молодой вдовой и только потом — молодой мамой. Злая ирония судьбы: о смерти мужа и о своей беременности узнала почти одновременно. Казалось, жизнь только начинается: свадьба, первые серьезные покупки, очередь на квартиру, Артур устроился на работу в Минске старшим сержантом патрульно–постовой службы, переехали в столицу. Но все планы рухнули в один момент. Возвращаясь с позднего дежурства, Артур опоздал на последний автобус, позвонил другу, который согласился на мотоцикле отвезти его домой. И на первом же перекрестке произошла авария: со встречной разворачивался автомобиль, мотоциклист нажал на тормоза и... перевернулся через переднее колесо. Оба водителя остались живы, а Артур погиб на месте. Через 8 месяцев у него родился сын Эльдар — самое дорогое наследство, которое осталось у Светланы после короткой, всего год, семейной жизни.


— Я три месяца жила на успокоительных, — возвращается Светлана к тому, что, казалось бы, уже отгорело–отплакалось, а все равно щемит душу. — Меня положили в больницу на сохранение. Пришлось оставить работу в магазине, нельзя было ничего тяжелого поднимать. Вернулась к родителям в Глуск. Мои интересы в суде представляла мама. Виновника аварии могли наказать максимум на три года, но я ничего не требовала. А когда узнала, что у него двое детей — 3 и 7 лет, подумала: пусть хоть у них будет отец. Он выплатил ущерб 5 млн. рублей. Я купила на них коляску, кроватку. Деньги, которые откладывали с Артуром на квартиру, машину, тоже разлетелись вмиг. Если бы не родные–близкие, не знаю, как жила бы. Памперсы, одежду — все родители покупают. Папа был счастлив, когда я родила ему внука: у нас ведь в семье одни девчонки. Часто слышу от других: «Молодая, симпатичная, найдешь еще мужа». Не представляю себе этого. Вся в заботах о ребенке. Только ему — любовь и внимание.


Каждый год сотни белорусок теряют мужей. Причем каждая шестая — не достигнув и 50 лет. И многие из них, подобно Светлане, считают, что потеряли гораздо больше. Лучшего друга, лучшего отца для своих детей или тех, которых только планировали иметь. Рушатся планы, надежды, мечты. Вдова словно теряет часть себя самой. И не важно, сколько лет прожито. Ум еще долго отказывается понимать, что уже никто не скажет «я возьму трубку», когда зазвонит телефон, и никто не поможет донести продукты из магазина. Все время кажется, что муж вот–вот вернется домой...


Половинка меня


Прошлогодний сентябрь стал горьким и для жены командира авиационной эскадрильи Светланы Коваленко из Березы. 43–летний подполковник Сергей Коваленко был одним из лучших летчиков страны: в позапрошлом апреле он совершил уникальную посадку самолета на автодорогу Брест — Москва. А через несколько месяцев МиГ–29, на котором офицер отрабатывал фигуры высшего пилотажа на малых высотах, потерпел крушение недалеко от деревни Хотыничи Ганцевичского района. Пилоты ценой собственной жизни увели самолет от населенных пунктов. Светлане только и вернули обручальное кольцо супруга, ее фотографию в молодости, иконки и пояс с текстом защитной молитвы, которые Сергей всегда носил с собой.


— Правду говорят: святыни не горят, — Светлана вспоминает, как снились в тот злополучный день пророческие сны, как старший сын почему–то сказал: «Мама, мне кажется, что самолет упал». Жить с летчиком — это рисковать вместе с ним, а заслышав гул самолета, молиться и ждать. — Был случай, у Сергея шасси не выходило и он долго кружил над аэродромом... У нас был венчанный брак. Говорят, Бог соединяет супругов в единую плоть, одно целое. Когда муж погиб, меня как будто пополам разрезали. Время, увы, не лечит. Надо пережить это, а забыть — невозможно. Такое чувство, что я не живу, а играю.


На плечи Светланы сразу лег двойной груз ответственности за троих детей, недостроенный дом, два невыплаченных кредита. Самой младшей Варе сейчас 11, Лизе — 14, Илья в этом году оканчивает школу. Опускать руки просто некогда. Нужно как–то завершить строительство дома, тогда государство погасит многодетной семье 50 процентов кредита.


— Когда познакомилась с Сергеем, об учебе и карьере даже думать забыла, проучилась полсеместра в московском вузе и все бросила, — вспоминает Светлана. — Сергей хотел, чтобы я полностью себя посвятила ему и детям. Помню, когда предприняла неудачную попытку устроиться на одну фирму и чуть ли не со слезами ему пожаловалась, он как–то пророчески ответил: «Наработаешься еще». И вот только сейчас, в 40 лет, я доучиваюсь на истфаке БГУ на документоведа, первый раз собираюсь выйти на работу. Благо в военной части, где служил муж, отнеслись с пониманием и предложили должность начальника квартирно–эксплуатационной службы. Не знаю, удастся ли забыться в работе...


Еще в 1980–х британские ученые составили таблицу, пытаясь оценить в баллах, насколько сильно нас задевает та или иная жизненная коллизия. И оказалось, что самое стрессовое событие (100 баллов), которое только может случиться, — это потеря супруга. Все остальное — развод, смерть кого–то из близких, тюремное заключение, несчастный случай или болезнь, долг, потеря работы — отступает на второй план. Но вот что интересно: если мужчина, потеряв жену, очень быстро женится вновь, то женщина дольше хранит верность. Во всяком случае, одинокая вдова — куда более распространенное явление...


Он выбрал короткий путь


Мария Гецман овдовела в 44 года. Через год после того, как с мужем Геннадием отпраздновали серебряную свадьбу. И здесь жизнь сыграла злую шутку: супруг, водитель по профессии, за рулем провел более 25 лет, ни одного лишения прав, а погиб под колесами автомобиля, перебегая кольцевую дорогу в неположенном месте.


— Бывало, когда ссорились, Геннадий мне говорил: вот выбрала меня, теперь терпи до конца жизни. Но я даже подумать не могла, что он уйдет так рано, — признается Мария Михайловна. — В тот день я была на даче, муж остался дома, чтобы подготовить машину: собирался в командировку в Россию. В какой–то момент во мне будто что–то перевернулось, стала звонить ему, но он так и не ответил...


Автостоянка находилась через кольцевую дорогу от дома. Нужно было подъезжать на троллейбусе, а потом еще идти через лес. Геннадий предпочитал короткий путь.


— Я знала, что и он, и его друзья ходят через кольцевую, но была уверена, что там есть какой–то переход, — Мария Михайловна до сих пор не может поверить в случившееся. — Уж какой супруг правильный был: мне никогда не разрешал нарушать правила. А там на шести полосах машины носятся! Я представить не могла, что он чуть ли не каждый день так рисковал. Мне потом инспектора сказали: он почти уже перешел, но не рассчитал скорость машины, и она его у самой обочины зацепила... Но так, что сразу погиб.


Уже прошло почти 6 лет. У дочерей давно свои семьи. Но о новом замужестве у Марии Михайловны даже мыслей не возникало.


— Дочки меня очень сильно поддерживали. Говорили: ты сильная, ты должна любить себя, смотреть в будущее. Вот у меня с тех пор внучка вторая родилась, три года ей. А первой — 8 лет, чемпионка по восточным танцам, между прочим. Я очень часто езжу на кладбище. Раньше вообще каждые две недели там бывала. А замуж не хочу. Свободного мужчину найти в таком возрасте, наверное, нереально, а чужого приданого мне не нужно...


* * *


Есть феномен, который специалисты обозначают расплывчатым термином «внешние причины». В статистике смертности они — на третьем месте после сердечно–сосудистых заболеваний и онкологии. И это бич мужчин. Именно нелепые и трагические случайности множат число вдов, причем не только у нас, но и в России, и в Украине. Впрочем, на фоне этой достаточно мрачной картины последние годы пробилась новая тенденция. Пожилые мужчины стали чаще жениться. Вообще, сейчас две трети молодоженов за 60 — вдовые. Видимо, никогда не поздно начать все сначала, помня о прошлом и веря в будущее.


Цифра «СБ»


У нас от несчастных случаев погибают 20 процентов женщин и 80 процентов мужчин.


Компетентно


Ведущий научный сотрудник лаборатории медицинских информационных технологий РНПЦ «Кардиология» Игорь Козлов:


— Молодые мужчины у нас не умирают, они погибают. И здоровье тут на десятом месте. Основная причина диспропорции — рисковое поведение и смерть от внешних причин: травм и несчастных случаев, огромная смертность от ДТП, убийств, самоубийств (львиная доля их совершается в пьяном виде), от алкогольных отравлений, которые нередко конспирируются под смертью от острой коронарной недостаточности. К слову, по данным Европейского бюро ВОЗ, излишнее употребление алкоголя лидирует среди причин преждевременной смерти среди мужчин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter