Кто сориентировался на внутренний туризм, пошел на скидки — оказался в выигрыше

Шанс удержаться в седле

Увидела объявление о продаже агроусадьбы в Налибокской пуще рядом с деревней Рудня Пильнянская. И удивилась. Недавно побывала в этом райском уголке. Добротный двухуровневый деревянный дом стоит на берегу речушки с чистейшей водой. Рыбаки сказывали, что в Усе водится форель. Кругом лес. Настоящее место для отшельников. Грибы-ягоды, есть русская баня с бассейном, в которой могут разместиться одновременно шесть человек, беседка с барбекю. Не верится, что всего в 70 километрах столица. И вдруг продается. Владелец объяснил причину: хочет перенаправить инвестиции в другую сферу. Ориентировочная стоимость объекта — 909 127 рублей. Предлагают даже выкуп в лизинг с первоначальным авансом в 111 тысяч рублей, а потом долями в течение 10—20 лет. Не такая уж высокая цена для готового бизнеса. Аналогичные предложения из Могилева, Гродно, Верхнедвинска, Речицы, Бобруйска, несколько — из Минского района. Видно, не лучшие времена переживает туристическая сфера. Планы на отпуска вместе с закрытием границ и отменой авиарейсов смыло, как морской волной, а ехать на лоно родной природы белорусы не хотят? Мы поинтересовались ситуацией у разных хозяев.


В МИНУСЕ владельцы больших агроусадеб, которые подготовились к этому сезону: купили новую посуду и прочее, имели на это лето расписанные свадьбы, дни рождения, иностранные группы от туроператоров. А клиентов нет. И в этом году ситуация для них не выправится.

Но тот, кто вовремя сориентировался на внутреннего туриста, не взвинчивал цену, а, возможно, пошел на скидки и всяческие бонусы, оказался в выигрыше. Не задирала стоимость Наталья Баран, хозяйка усадьбы «У чистого пруда» и председатель общественного объединения агроусадеб Мядельского района:

— Нарочанский край богат агроусадьбами. Гостей принимают 111 субъектов. Конечно, работают сезонно. Как бы ни хотели чем-то привлечь клиентов зимой, кто поедет к нам в слякоть и сырость? В прошлом году ни льда, ни снега, вот и катай отдыхающих на санях. Баню и мангал в выходные те же минчане найдут и в пределах кольцевой дороги. Зачем ехать за 150 километров? Мало кто сдает домики круглогодично. Если некоторые работали на российских туристов и выставляли заоблачные ценники и сейчас хотят, чтобы наши поехали за эти цены, то загрузки не будет. Если стоимость отдыха адекватная, то белорусы потянутся. Всегда понимала, за сколько могу сдать апартаменты, чтобы ко мне приехали люди. Всегда сравнивала цены с Украиной — Одессой, Затокой. Там море, солнце, фрукты, развлечения. Россияне тоже умеют считать деньги. Они у себя выстроили такую инфраструктуру, что здесь им делать нечего. Не хотим стоять пустыми — не надо настраиваться на каких-то дядей с толстыми кошельками. Наши хозяева это понимают, и поток туристов не уменьшается.

Мядельская инфраструктура отдыха расширяется. В первую очередь летнего. Недавно на базе местной детско-юношеской спортивной школы, где Наталья Баран работает заместителем директора, на берегу озера Мястро открылся парк активного отдыха. Теперь здесь можно заняться водными видами спорта, а при желании покататься на водных лыжах. Все под присмотром опытных тренеров, которые расскажут о технике безопасности. В планах закупить велосипеды.

Доказал свои преимущества кластер в Воложинском районе. Плюс его в том, что хозяева агроусадеб объединились, чтобы предложить туристам ряд интересных услуг, а не только ночлег и питание. Например, в одной агроусадьбе можно отведать фермерские продукты, во второй — побывать на мастер-классе по приготовлению хлеба, различных видов сыров, в третьей — покататься на лошадях, в четвертой — посетить экомузей, в пятой — взять на прокат велосипеды или байдарки и отправиться на экскурсии по окрестностям и многое другое. Туристов передают из рук в руки, полученными эмоциями они делятся с друзьями и знакомыми. Сарафанное радио — лучшая реклама для кластера. К примеру, популярны в Минске милонги, а известный фольклорист, исполнитель и мастер музыкальных инструментов Алесь Лось предлагает танго-прогулки. Экскурс в историю музыки, переплетение и взаимодействие исторических эпох — все это на конкретных музыкальных примерах в исполнении Алеся Лося и его помощницы, певицы и композитора Алеси Сивохиной.

— Для нас эпидемия коронавируса действительно стала непростым испытанием, — поделилась переживаниями Анжелика Шлык из Пуховичского района, хозяйка усадьбы «Дары Велеса». — Мы постоянно развиваемся, стараемся, чтобы в агроусадьбе появлялись новые объекты для отдыха. Накануне этих непредвиденных событий затеяли возведение комплекса, где расположились банкетный зал, картинная галерея, гостевые комнаты, кухня, для которой закупили новейшее оборудование. Под строительство взяли серьезный кредит. Рассчитывали, что вернуть деньги получится довольно быстро. Например, в мае планировали принять 22 группы (столько поступило предварительных заявок), а это несколько сотен человек. Однако все большие программы отменились.

Хозяйка агроусадьбы «Дары Велеса» Анжелика ШЛЫК.

Алеся и Сергей Наследниковы — хозяева агроусадьбы в Бобруйском районе. В их «Вавёрачку Соню» поток туристов, по сравнению с прошлым сезоном, вырос на 80 процентов. В основном приезжают бобруйчане, но и минчане здесь гости частые.

— Наш ценник не сравнить с минским, поэтому люди и едут на Бобруйщину, — говорит Алеся. — Узнав о возможном закрытии границ, стали готовиться к наплыву отдыхающих, купили еще лодку для прогулок по водоему. Если в прошлом году агроусадьбу чаще бронировали на выходные, то теперь семейные пары приезжают сразу на неделю-две.

В этом году спрос превышает предложение и в агроэкоусадьбе «Хутор Ёдишки», что в Браславском районе, рассказал ее хозяин Андрей Абрамов:

— Занято все до сентября. Хотя, если честно, у меня так всегда.

Хозяин «Хутора Ёдишки» Андрей АБРАМОВ с семьей.

ДАЖЕ если бы туристы не приехали на отдых, Андрея, по его словам, спас бы другой бизнес-проект — «Моя ферма» — или производство натуральных продуктов. А если только сдавать недвижимость в аренду, будешь работать от силы два месяца в году и много не заработаешь.

Председатель ОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова
предлагает агроусадьбам искать новые способы для привлечения клиентов:

— Призываю использовать кризис или такого рода ситуации как возможность для развития, как шанс. Если ты переживешь и сделаешь какие-то уникальные предложения за это время, ты, конечно, будешь на коне и вырвешься вперед. Я смотрела бы на кризис как на возможность.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter