Шанс на потеху

Выходные... Самое время поговорить о планах на вечер.
Выходные... Самое время поговорить о планах на вечер. Опять упремся взглядом в «телеящик» или двинем на лыжную трассу? А может, в кино? Или на хоккей? Э! Да вы, подозреваю, к боулингу тяготеете! Тогда милости просим... А еще в «ассортименте» развлечений — пейнтбол, пивные рестораны, шейпинг–центры. Выбирай на вкус!

Такая вот издевательская тирада получилась... Хотя не торопитесь возмущаться и обвинять в столичном снобизме! Чай сами не на Бродвее живем: прекрасно понимаем, что для большинства земляков подобный выбор — из жанра «фэнтези». И если состоятельные горожане еще могут себе позволить отклониться от известной схемы «кино — вино — домино», то в большинстве деревень тихие зимние вечера приходится коротать по старинке. Хорошо, если в обществе телезвезд. Но нередко ведь в обществе собутыльников. Но, может, и здесь мы утрируем? Тогда чего сидеть да гадать? Совершим–ка рейд по весям и посмотрим, как развлекается или, наоборот, скучает там стар и млад. Неужто везде на селе такая скука беспросветная?


«Кина» не будет?

Среди искусств не существует иерархии. Кино, к примеру, превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, но уступает театру в непосредственном контакте и обратной связи актера со зрителем, а фотографии — в способности «остановить мгновение». Точно так же кино в чем–то превосходит, а в чем–то уступает телевидению. Три года назад чиновники Брестчины решили, однако, что преимущества у кино перед телевидением небольшие, по крайней мере, они не заслуживают того, чтобы ради них государство тратило средства на содержание киносети, особенно на селе. Мол, нашим гражданам для удовлетворения духовных запросов вполне достаточно телевизора.

Ломать, как известно, не строить. Киносеть Брестчины с достойной иного применения прытью подверглась реформированию. В райцентрах упраздняется дирекция киновидеосети, ее полномочия передаются отделам культуры. В одночасье было сокращено более 300 киномехаников — оставили, как правило, по одному на райцентр. Понятно, что о селе тут уже речь велась меньше всего, и вскоре сельские клубы прекратили показывать кино. Дорогостоящие киноустановки вполне достойного качества стали ржаветь. Клубные работники начали демонтировать аппаратуру и отвозить на склад. Киносеть области сократилась на 285 киноустановок. В прошлом году в сельской местности в роли кинозрителей побывало на 345 тысяч человек меньше, чем в 2001–м. А в деревнях Ганцевичского, Ивацевичского и ряда других районов кино вообще ни разу не демонстрировали.

Но, может, сами крестьяне не хотят уже ходить в кино? «Ничего подобного, — утверждает генеральный директор областного киновидеообъединения Николай Масько. — В тех селах, куда кино все–таки возят, зрителей — полный зал. И дело даже не в том, что билет стоит каких–то 200 рублей. Люди интуитивно чувствуют, что телевизор давно предал их — сначала «въехал» в ум и душу, а потом сделал усредненными, стереотипно мыслящими. Он стал наркотиком. Люди уже не могут оторваться от американских боевиков. А между тем они слышат, что нормальное человеческое кино потихоньку выползает из кризиса. Для демонстрации именно таких фильмов и предназначена государственная киносеть. И мы действительно закупаем все лучшее. В прошлом году демонстрировали «Анастасию Слуцкую», «В августе 44–го...», «Звезду». Теперь купили «Дунечку», «Маленьких беглецов», «Вам — задание», «Еще о войне». Очень жаль, если люди не увидят эти фильмы лишь потому, что живут в деревне».

В этом году для киновидеосети и киновидеопроката области выделено 864 миллиона рублей, которых хватит только на выплату заработной платы работникам и закупку половины киновидеофильмов прошлого года. Для сравнения: киновидеосеть Гродненщины получит 1,3 млрд. рублей, Гомельщины — 2 млрд. рублей плюс 500 миллионов для работы в кинотеатрах систем долби–стерео, Минщина — 2,5 млрд. рублей плюс 1 млрд. для все того же долби. Разница в цифрах не является результатом чьей–то прихоти. Здесь заложены реальные возможности разных областей. Брестчина (а вместе с ней Витебщина и Могилевщина) не может сегодня зарабатывать на кино из–за просчетов в этой сфере, допущенных в прошлом. Хотя все может измениться уже в этом году. Николай Масько говорит, что новое руководство области повернулось лицом к проблеме киносети, в первую очередь в сельской местности. Скорее всего будут изысканы дополнительные ассигнования. Речь идет о 250 миллионах рублей. Там, где это еще возможно, в деревнях будет налажена работа бездействующих стационарных киноустановок. Но главная ставка делается на автовидеопередвижки. Такие автомобили будут доставлять аппаратуру в населенные пункты, чтобы показывать фильмы: днем — школьникам, вечером — взрослым. «У нас в запасниках имеется около 80 экранизаций художественных произведений, — отмечает Николай Масько. — Они не стареют и должны быть использованы. Очень много прекрасных документальных фильмов, которых никогда по телевизору не показывают. В любом случае мы должны учитывать социальную значимость кино в деле воспитания молодежи».

Анатолий ГУРИН, «СБ».


Был тихий, скучный вечер...

Провести свой досуг интересно и полезно — для многих сельских жителей это так же нереально, как полет в космос или поездка на Сейшельские острова. Деревня Горбовичи, что в Чаусском районе, выгодно отличается от многих малых населенных пунктов своей развитой инфраструктурой. На почти 900 жителей тут приходится два магазина — продовольственный и промтоварный, столовая, Дом культуры, библиотека и музыкальная школа. Только вот местные жители, стоит лишь завести разговор о месте, где они могли бы у себя в деревне отдохнуть, лишь с досадой машут рукой...

Первой, кого я встретил на деревенской улице, была Анна Воронкина, доярка местной фермы. Сначала поговорили о житье–бытье да капризах погоды. Но стоило мне завести речь о досуге сельчан, как женщина посмотрела на меня с подозрением — мол, явно «с приветом» товарищ: какие увеселительные заведения могут быть в деревне? После, однако, рассказала о дискотеках, еженедельно проводимых для молодежи в Доме культуры. Хотела сказать что–то еще, да запнулась.

— Знаете, а ведь мне с подругами действительно пойти некуда, — немного помолчав, сказала Анна Алексеевна. — Никогда об этом не задумывалась. А спросили вы — поняла: отдохнуть у нас в самом деле негде. Другое дело, что за повседневными заботами — работа, хозяйство, дом, работа — об этом как–то и не задумываешься...

Секретарь Горбовичского сельсовета Владимир Сиваков поначалу начал расхваливать свою деревню: и люди хорошие, и есть куда сходить. На вопрос же — куда ходит сам — признался: никуда. Вечера в основном коротает у телевизора. С долей ностальгии вспомнил Владимир Петрович времена, когда в Дом культуры с концертами приезжали артисты из Минска. Говорит, в зале в такие вечера яблоку негде было упасть. Но сейчас все это забыто. Да и хозяйство — СПК «Колхоз «Реста» — не может, как раньше, брать на себя часть расходов, дабы заплатить гонорар гастролерам.

— В принципе, — продолжает Сиваков, — можно сесть на дизель и съездить в Могилев на концерт — благо до областного центра всего–то километров двадцать. Но сейчас практически никто не выбирается «глотнуть цивилизации». Да и далеко не у всех деньги на тот же концерт есть и времени жалко: в одну сторону почти час добираться.

Мужики, ждавшие начала колхозного собрания, стоило спросить у них об отдыхе, лишь дружно засмеялись: «Для начала стоит «на грудь» побольше принять, а там под любым забором, где понравится, и отдыхай!»

С Валентиной Пицуковой и Людмилой Валуевой — директором и художественным руководителем Горбовичского сельского Дома культуры — мы беседовали очень долго. Сначала женщины рассказывали мне о достижениях ДК, чуть ли не лучшего в районе. Речь шла об 11 коллективах, один из которых носит звание народного, множестве концертов, которые участники художественной самодеятельности дают своими силами для односельчан, различных культурно–массовых мероприятиях. Как доказательство широчайшего «охвата населения» культурной работой приводилось число занимающихся в кружках и секциях — больше 100 человек. На первый взгляд более чем прилично. Оказалось, однако, что число взрослых, в свободное время регулярно посещающих ДК, гораздо скромнее — всего–то 23 человека. А остальных петь да танцевать в Дом культуры на аркане не затянешь. Однажды попытались провести эксперимент: объявили, что все, посещающие кружки да секции, на дискотеку будут пропускаться бесплатно. Но на такую приманку никто не клюнул. Удивляться этому, впрочем, не приходится. Ведь культработникам на самом деле, кроме идеи, завлекать народ и нечем. О компьютере, бильярде, популярном ныне домашнем кинотеатре да прочих современных штучках, с помощью которых можно скрасить досуг односельчан, из–за отсутствия средств в ДК и не мечтают. Здесь нет даже телевизора. А еще течет крыша, и в коридоре второго этажа постоянно стоят лужи — районное начальство ремонт все обещает сделать, да слова так и остаются словами. «Понедельник — выходной» — эта надпись на вывеске кафе «Снежинка», расположенного на втором этаже Дома культуры, выглядит как издевательство. Потому как кафе — с барной стойкой, уютными креслами — вообще не работает.

Иной скептик может сказать, что ни к чему такие роскошества, как то же кафе, в деревне — люди к таким благам цивилизации непривычны. И будет не прав. От дефицита общения, когда в свободную минуту податься некуда, одинаково страдают как в городе, так и на селе. Это, во–первых. Во–вторых, знаю примеры, когда в деревнях предприниматели открывают целые развлекательные комплексы, состоящие из бани, круглосуточного магазина, кафе, бильярдной. Местные жители довольны. Они, как это ни парадоксально, меньше внимания уделяют привычному «приятелю», помогавшему раньше скрашивать одиночество, — бутылке с горячительным...

Павел МИНЧЕНКО, «СБ».


Вот моя деревня, «Гигагерц» родной!

Валерка Трусов на трубе играет в свободное от дзюдо время. Помнится, подобная практика, когда школьники занимались в двух–трех секциях и кружках, была довольно распространенной в советские времена. Не видят в этом ничего сверхъестественного и в сегодняшней деревне Заширье, что в Ельском районе. Местная молодежь и взрослые привычно циркулируют между тренажерным залом, компьютерным клубом, музыкальной школой, домом культуры, катком и лыжней. Впрочем, местные и сами признают, что Заширье — деревня нетипичная.

К моему приходу в деревенском компьютерном клубе «Гигагерц» народ сражался по сети в «Старкрафт». Явление, в общем, привычное для города — но не для деревни. Найти в радиусе «надцати» километров человека, знающего, что такое гигагерц, непросто, так что на общем фоне Заширье смотрится прямо «силиконовой долиной».

Из колонок доносятся звуки, которых я по городской природе своей уж никак не ожидал здесь услышать.

— Ну «Queen», что тут такого? — Нина Миткевич — воспитатель клуба и школьный учитель немецкого и английского языков — не видит ничего странного в том, что в деревне слушают подобную музыку.

В отличие от городских компьютерных клубов, занятия в «Гигагерце» бесплатные и не исчерпываются игрушками: школьники ориентируются в «Windows», постигают основы программирования. Сдержанно сетуют только на недостаточный ресурс машин: порядочная стрелялка уже не запускается.

— Большинство из этих ребят и у меня занимается, — объяснил тренер по дзюдо, он же заведующий спортклубом Петр Гапотченко. — Да и не только у меня.

Зал борьбы в Заширье по оснащению далек от международных стандартов, пацаны и девчонки борются в стареньких кимоно на «доморощенном» татами. Здесь это никого не смущает. На просьбу «побросать друг друга» для снимка двое пацанов столь охотно принялись шмякать друг другом об пол, что долго потом не могли остановиться.

За последние годы деревенский клуб выдал на–гора трех мастеров спорта. При этом Гапотченко, конечно, говорит, что для него главное — воспитать гармоничную личность, подготовить парня к армии. Кстати, одним из результатов данного воспитания гармоничной личности стало то, что в Заширье почти решена проблема подросткового курения. Впору экскурсии водить: по словам учителей, из 18 местных 11–классников «только один курит да еще один — так, покуривает».

— Ну и в какой из городских школ вы такое видели? — интересуется Нина Миткевич.

Один из главных «двигателей» здорового образа жизни в Заширье — директор совхоза «Коммунист» Григорий Бобченок. Недавно с его подачи приобретены для деревни еще 15 пар пластиковых лыж, а спортивная общественность уже непрозрачно намекает на то, что надо бы еще коньков докупить. Подумывают и о том, чтобы устроить первые в мире деревенские соревнования по биатлону.

О музыкальных нравах Заширья разговор особый. После Меркьюри в «Гигагерце» я уже ничему не удивлялся. Регулярно, с частотой раз в полгода, в деревне возникает нешуточный ажиотаж: местное население готовится к вокальному конкурсу «Шанс». За первые три места «Коммунист» учредил премии — 100, 75 и 50 долларов соответственно. Кроме того, каждый участник получает 50 тысяч рублей. При таких обстоятельствах голосу сложно не прорезаться... В процесс включаются и старушки, и студенты, приезжающие на родину во время каникул.

Один из главных очагов досуга — местный Дом культуры.

— Мы уже забыли о таком понятии, как специализация, — говорит заведующая ДК Евгения Шадрина. — Приходится и концерты вести, и вышивку преподавать, и корзинки клеить, и все на свете делать. Рабочий день тут обычно часов 12 — 14 длится.

Вообще, местные коллективы в родном ДК засиживаются редко — колесят по окрестным селам, оказавшимся, мягко говоря, на обочине культурных процессов. Бывает, что и по 4 дня в неделю катаются.

— Это мы зрителей из ложки самогоном поим — так по сценарию, — разъясняют мне сюжет любительской видеосъемки шоу, проходившего в одной из деревень. — Кстати, бутыль ту местные бабушки выдули тогда полностью — в клубе–то холодно...

В большинстве деревень, где бывают заширские артисты, вопрос молодежного отдыха решен кардинально: молодежи нет. А старикам, считается, и не надо. Тамошние клубы, конечно, вызывают смешанные чувства...

— Наш приезд для них — это целое событие. Бывало, из соседних деревень чуть не на руках лежачих несли — концерт посмотреть. А один дедушка сказал, что с 45–го года такого праздника не видел.

Еще одно уникальное явление — собственная музыкальная школа в Заширье. Плотность музыкально образованных детей в этой деревне повыше будет, чем в ином городе. Баян, аккордеон, фортепиано, труба, балалайка, гармонь — спрос на эти инструменты даже выше предложения. «Жаль, гитара у нас умирает — преподавать некому», — сокрушается директор школы Валентина Есина. Вообще же, преподаватели говорят, что желающих заниматься на треть больше, чем технически и физически способна пропустить школа — надо расширяться.

О том, какой эффект дают перечисленные выше мероприятия, можно судить уже по тому, что в прошлом году в вузы поступили 60% выпускников заширской школы. По области этот показатель немногим выше 40% (с учетом городов). Таким образом, для Бобченка теперь актуальна другая проблема: как сделать так, чтобы эти студенты вернулись в деревню.

Все же на фоне многих деревень Заширье выглядит как исключение из правил. Местные жители, с которыми я общался, откровенно не верят, что в городе жизнь лучше. «Что там такого, чего нет у нас?» — не понимают они. А по мне, если в деревне слушают «Queen», у нее большое будущее.

Андрей НОВИКОВ, «СБ».


Анонимен, как стеклышко!

Деревня Рожанка славится на Гродненщине производством «сивухи» по особому рецепту. А всем известно, что, «где льется, там и пьется...». Но в последнее время в Рожанке стала актуальной тема не столько пьянства, сколько... трезвой жизни. А началось все с того, что группа местных энтузиастов, уставших от беспробудной пьяной жизни, решила организовать деревенское общество... анонимных алкоголиков.

«Сектанты!» — вынесли свой вердикт люди «сведущие», когда тайком подсмотрели, что бывшие собутыльники вдруг стали собираться на трезвую голову, чтобы излить друг другу душу, за чашкой чая поговорить об этой жизни грешной... И когда стало очевидным, что мужики всерьез «завязали», слухи по деревне поползли самые невероятные. Кое–кто клялся, что собственными глазами видел, как они от порочного пристрастия избавляются. Мол, собираются своим кругом, ставят посреди комнаты бутылку водки, ходят вокруг и приговаривают: «Бутылочка, бутылочка, ты меня не тронь!» И срабатывает же!

Но вскоре, когда круг анонимных алкоголиков стал шириться и во многие семьи вернулось, казалось бы, безвозвратно утерянное спокойствие, односельчане вынуждены были прикусить злые языки...

— Из деревенских мы действительно были первыми в Беларуси, кто решился на такой шаг, — признался в нашей беседе Анатолий, один из энтузиастов–трезвенников. — Сами понимаете, организовать подобное общество в городе — это одно: там человек действительно может оставаться «анонимным» столько, сколько пожелает. А на селе — какая уж тут анонимность! Тем не менее, если 4 года назад на нашу первую троицу показывали пальцами как на чудаков, то сейчас, когда в группе около 20 человек, люди стали относиться к нам иначе. И если кто–то в деревне бросает пить, так и говорят: «Это он к анонимным алкоголикам пошел».

— А сама мысль–то примкнуть к такому обществу откуда взялась? — спрашиваю.

— Все было банальнее, чем вы думаете. К тому моменту на моем счету уже числилась не одна лечебница, но врачи могли только на время вывести алкоголь из моего организма. Эта зараза уже прочно сидела внутри меня: пытался остановиться, но вновь уходил в запой. Семья, работа — вся моя жизнь висела на волоске... Кто прошел через это, тот поймет меня: я ощущал собственное ничтожество и какое–то вопиющее одиночество. Интуитивно искал общения, понимания. Но, к сожалению, вновь и вновь находил это лишь за бутылкой водки. Как–то раз, будучи изрядно пьяным, оказался в бане. Там, мало что соображая, поклялся одному из односельчан, что окончательно «завяжу». А Иван, так звали моего спасителя, вскоре мне этот разговор припомнил. Более того, исходя из личного опыта, он подсказал, как это реально можно сделать.

В Щучине уже существовала группа АА. Иван ездил туда и меня с собой взял. Потом к нам присоединился Петр. Главное, что вновь и вновь заставляло нас отправляться в эту поездку, — общение с себе подобными. Но уже без традиционной бутылки. Мы видели реальных людей, которые смогли надолго отказаться от нее. И этот пример был лучшим лекарством от нашей хвори. А потом как–то сама собой пришла мысль: зачем же нам ездить в Щучин, если можно в своей деревне собираться?

...Зарождавшейся деревенской группе анонимных алкоголиков нужно было помещение, поскольку собираться у кого–либо дома — это лишние разговоры на селе вызывать. И, поразмыслив, мужчины решили обратиться к отцу Иоанну. Священник выслушал, понял все и предложил для их встреч одно из помещений при костеле. Так, под покровом святого храма, и родилось движение тех, кто объявил «зеленому змию–искусителю» бой.

«У нас большая радость, — на прощание поделился со мной Анатолий. — На последнем собрании появился наконец наш товарищ, односельчанин, который после срыва полгода глаз не казал. Пришел, смог. И знаете, что сказал? «Такого общения, как здесь, я нигде не нашел...»

Елена ТУСЕВИЧ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter