В Беларуси к 75-летию Великой Победы подготовлен законопроект об амнистии. Его основные положения и подходы обсудили на совещании у Президента

Шанс на новую жизнь

В Беларуси по поручению Президента к 75‑летию Великой Победы подготовлен законопроект об амнистии. Над документом работали специалисты Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел. Основные положения законопроекта, а также вопросы помилования лиц, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, обсудили на совещании у Главы государства. Предваряя разговор, Александр ­Лукашенко обратил внимание, что такое мероприятие, как амнистия, для нашей страны не в новинку:

— В преддверии значимых дат в истории нашего отечества мы часто прибегали к такой форме гуманизма. Это действительно соответствующий акт гуманизма, который государство проявляет к осужденным, в данном случае в канун 75‑летней годовщины Великой Победы.


Действовать обдуманно 

Ранее Президент уже озвучивал свою позицию к определению круга лиц, которые могут рассчитывать на послаб­ление наказания. В этом году, по словам Александра ­­Лукашенко, такой перечень расширен:

— В него включены несовершеннолетние распространители наркотиков в составах организованных групп и осужденные за коррупцию. Для этих категорий преступников предложено сократить срок отбывания наказания на один год.

Несколько лет назад в нашей стране были приняты весьма жесткие меры по противодействию распространению наркотиков. И они возымели эффект. Количество преступлений в этой сфере пошло на спад и значительно сократилось. Отсюда резонный вопрос: не перечеркнут ли предложения разработчиков законопроекта всю ту работу, которая проводится судами и другими правоохранительными органами? Президент на сей счет заметил:

— Полагаю, если Председатель Верховного Суда вносит предложение, он уже подумал… Сегодня, когда принятые меры в сфере борьбы с наркооборотом, как мне докладывают, позволили переломить ситуацию, мы должны действовать обдуманно. 


С учетом всех обстоятельств

Это в полной мере относится и к тем, кто совершил коррупционные преступления. По поводу возможности их амнистирования на совещании развернулась бурная дискуссия. Ведь даже среди тех, кто совершил очень серьезные правонарушения, есть искренне раскаявшиеся, сполна возместившие причиненный ущерб и возвратившие незаконно полученный доход. Заслуживают ли они снисхождения и смягчения наказания? Непростой вопрос. 

Выслушав разные доводы и аргументы, Президент потребовал, чтобы при амнистировании лиц, осужденных за коррупцию, подход был особенно внимательным и жестким, учитывающим все обстоятельства. А заместителю Главы Администрации Президента Ольге Чуприс — особое поручение от Главы государства:

— По коррупционерам отдельный список мне на стол. А то мы повыпускаем друзей и родственников некоторых чиновников. Я внимательно посмотрю, за какие преступления они осуждены и стоит ли их вообще не то что отпускать, а сокращать им срок.


Хороший урок

Президент констатировал, что к уголовной ответственности за наркопреступления привлечено немало молодежи. Многие из них отбывают наказание впервые. Поэтому было поручено проработать вопрос о возможности помилования таких лиц. Тем более что отчасти ответственность за такую молодежь лежит в том числе на взрослых, сказал Александр ­­Лукашенко:

— Не смогли уследить за этими подростками ни родители, ни педагоги. Бесспорно, прослеживается недостаточность профилактических мер со стороны государственной системы.

Однако Президент скептически относится к той профилактике, которая у нас сохранилась еще с советских времен и зачастую осуществляется формально. Куда более действенным и сдерживающим фактором является неотвратимость наказания.

— Попали туда, побывали (в местах лишения свободы. — Прим. ред.), может быть, повезет — выпустим оттуда. Они в хорошем смысле смогут заразить этим «вирусом» всех. И все подумают, стоит ли этим заниматься. Это хорошая профилактика, — уверен Глава государства. 

А на фоне распространения коронавируса это еще и хороший повод задуматься о своем здоровье и своем будущем.

— Для наркоманов и «курцов» это хороший урок. Мы это видим по тяжелым заболеваниям пневмонией. И пневмонией, отягощенной коронавирусом. Это хороший урок — подумать о том, как организовывать свою жизнь после этой так называемой пандемии, — заметил Глава государства. 


Под личную ответственность

Эффективной профилактической мерой может стать помилование лиц, осужденных за наркопреступления, под поручительство их близких родственников. Президент поручил основательно проработать эту тему: 

— Если мы и будем принимать решение по таким людям, мы договаривались: на поруки забирай его. Не дай бог мы снова его заметим в этих делах… Наша задача — обеспечить не только неотвратимость наказания за содеянное, но и скорейшую социализацию таких лиц.

При этом Глава государства сделал принципиальное уточнение:

— Не должно быть снисхождения к закоренелым сбытчикам наркотиков, получавшим легкие деньги. Речь может идти лишь о помиловании людей, которые не представляют опасности для общества и государства. Бывает, оступился человек, но осознал тяжесть своего преступления. Если родственники или прежде всего родители за него поручаются, рассмотрим их просьбы. Под их личную ответственность сможем предоставить шанс начать все с чистого листа. Будем наблюдать за ними. И не дай бог они снова вернутся к своему промыслу или будут употреблять наркотики — естественно, место будет их там (в местах лишения свободы. — Прим. ред.) на долгую перспективу.

Судьбы людей

Комиссии по помилованию предстоит тщательно изучить ходатайство каждого претендента на помилование: каково его отношение к содеянному, чем живет, какие у этого человека планы. Здесь предстоит выработать определенный механизм, чтобы не закопаться в сотнях и тысячах дел и людских судеб. Свои предложения должны вносить комиссии снизу. Окончательные решения по помилованию, конечно, за ­Президентом. Однако ­Александр ­­Лукашенко сразу предупредил, что за все эти предложения ответственность будут нести все по вертикали, кто будет их вносить. 

Что же касается амнистии в целом, то резюме Президента таково:

— Надо понимать, что это не «разгрузка» мест заключения. Нам нечего разгружаться. У нас к уровню советских времен в два‑три раза сократилась численность заключенных. Тем более мы не должны идти на поводу стихийно созданных групп наподобие «Матерей 328». Работа должна вестись в штатном режиме. Поэтому мы еще раз должны все взвесить и окончательно определиться с подходами.

Не осложнить криминогенную обстановку

Предварительные расчеты такие. В результате амнистии из мест лишения свободы могут выйти около 2 тысяч человек. От других видов наказания рассчитывают освободить еще 3,5 тысячи. Еще для 6,5 тысячи осужденных срок может быть сокращен на один год. Председатель Верховного Суда Валентин Сукало при этом отмечает, что каждый случай будет рассматриваться отдельно:

Валентин Сукало.

— Будет учитываться, как человек себя ведет, нарушает ли режим содержания, насколько раскаялся и возместил причиненный ущерб. Поэтому и цифры приблизительные.

Основной подход — соблюсти баланс интересов. С одной стороны, сделать максимально возможным освобождение или сокращение наказания для тех, кто этого заслуживает. С другой стороны, не допустить осложнения криминогенной обстановки. Именно из нее в первую очередь и исходили при подготовке проекта закона. Опыт подобных амнистий, кстати, показывает: уровень рецидивных преступлений среди освобожденных лиц не превышал 8 — 9 процентов.

Индивидуальный подход

Если счет тех людей, которых затронет амнистия, идет на тысячи, то помилование — специальное решение ­Президента, применяемое к конкретному осужденному при наличии на это оснований, — коснется единиц. И речь в данном случае как раз о тех, кто осужден по «наркотическим» статьям. Есть одно условие: поручиться за них должны близкие родственники.  

Ольга Чуприс.

— Институт поручительства, в принципе, не новый в уголовно‑правовой практике, но тем не менее он новый для этого института (помилования. — Прим. ред.), — пояснила журналистам заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс. — Президент говорил о том, что целесообразно на законодательном уровне прямо закрепить необходимость представления поручительства, чтобы это было своего рода социальной гарантией, обязательством тех лиц, которые поручаются за своих близких перед обществом, перед всеми нами.

Такой подход, впрочем, вовсе не означает, что будут помилованы все, кто подаст ходатайство и найдет поручителей. 

— Комиссия по помилованию будет работать строго в индивидуальном порядке, как работала и до настоящего времени, будет принимать индивидуальные решения, чтобы в последующем предлагать их Президенту, — отметила заместитель Главы Администрации Президента. 

ФАКТЫ И ЦИФРЫ

За последние три года количество осужденных за преступления, связанные с наркотиками, снизилось на 22,4 процента (в 2017 году осуждено 2942 лица, в 2019 году — 2284). В 2019 году в общем объеме правосудия осужденные по «наркотическим» статьям составили 5,9 процента. По состоянию на 1 марта 2020 года наказание в виде лишения свободы за совершение наркопреступлений отбывают 4863 осужденных, из которых 12 — несовершеннолетние. 

konon@sb.by

deu@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter