На Дне белорусской письменности были представлены книги серии "Маладая паэзiя Беларусi"

Шанс для дебютантов

Поэтов в Беларуси всегда рождалось много. Сейчас проблема не в их недостатке, а в том, как им издаться, особенно начинающим. Ведь поэтический сборник неизвестного автора — товар эксклюзивный, недоходный... И Цветаева, и Ахматова начинали с тоненьких, практически самодельных брошюрок. Но начинать–то с чего–то нужно! Конечно, за деньги тебе хоть томину в обложке из натуральной кожи сделают. Но у начинающих талантов далеко не всегда есть деньги. Однако для них есть книжная серия «Молодая поэзия Беларуси», выходящая при Союзе писателей Беларуси. Ее новинки были представлены на Дне белорусской письменности, который прошел в Рогачеве. Интересно, что редактор этого проекта поэт Рагнед Малаховский еще недавно сам являлся дебютантом.

— Идея была проста, — вспоминает Рагнед. — Создать регулярную книжную серию, в которой сможет бесплатно издаться любой белорусский поэт в возрасте до 35 лет. С такой инициативой в 2012 году я обратился к председателю Союза писателей Беларуси Николаю Чергинцу. Мне тогда было 28 лет, но уже имел один изданный поэтический сборник и сотню публикаций в отечественной периодике, шестилетний стаж членства в Союзе писателей, опыт редакторской работы в литературных журналах «Полымя», «Маладосць», «Бярозка». Мое предложение Николай Иванович обсудил с руководством издательства «Харвест», где уже выходила книжная серия «Библиотека Союза писателей Беларуси». И вскоре мне дали зеленый свет на создание серии «Молодая поэзия Беларуси», которую я курирую бесплатно, так как искренне хочу помочь молодым поэтам, как когда–то поддержали и меня.

— Чему научил тебя лично этот проект?

— Работать с людьми. Я ищу авторов, отбираю и редактирую их рукописи. Правда, сегодня авторам даже в издательство не нужно приезжать. Редактура и обложка согласовываются по электронной почте, договоры и готовые книги авторы получают при встрече со мной.

 

— Неужели не было конфликтов? В конце концов, в серии есть авторы старше тебя, преподаватели вузов, как Ольга Гронская... Как с такими работаешь, настаиваешь ли на своем видении или подчиняешься их авторитету?

— Все вопросы решаю с автором до выхода книги. Поэт заранее видит электронный макет, знает все условия... Несомненно, у всех разный литературный и жизненный опыт, где–то нужно настоять на своем, где–то пойти на уступки, но любые спорные вопросы во время редактуры у меня решаются исключительно спокойно. И я благодарен поэтам за доверие и понимание.

— Какие критерии отбора?

— Руководствуюсь, во–первых, собственным художественным вкусом и пониманием поэзии, но также учитываю мнения и советы старших коллег–писателей. А еще для меня важно видеть не просто хорошие стихи, а интересную личность. Стараюсь открывать новые имена, чтобы география серии охватывала все области Беларуси. Таким образом, основных критериев отбора два: художественная ценность и возраст автора. Поэты старше 35 лет ко мне пока не обращались, но если бы такое произошло и рукопись представляла ценность для серии, то, возможно, я бы ее принял в свой редакторский портфель.

— Расскажи про самые примечательные выпуски.

— За 4 года было издано 20 книг. Горжусь тем, что поэтические сборники выходят по содержанию не похожие друг на друга. Например, у Адама Шостака поэзия авангардная и непредсказуемая, а у Дарьи Лёсовой — лиричная и утонченная, у Насты Кудасавой — философская и бунтарская, а у Виктории Смолко — певучая и нежная.

— Почему последние четыре новинки вышли одновременно? Откуда такая производительность?

— Для удобства печати и организации работы редактора и работников издательства «Харвест» было решено выпускать книги не по одной, а по четыре. В последней четверке вышли книги исключительно поэтесс: Ирины Карелиной «На ощупь», Марии Бельской «Таямнiца», Ирины Радиховской «Iдолта» и Анны Федорук «Падглядаю ваш сон». Все они оказались дебютные. Насчет производительности, я не считаю, что четыре-пять книг молодых поэтов в год — это много. В Беларуси хватает неоткрытых талантов.

 

— Какой тебе видится поэзия будущего?

— Могу лишь предположить, что на белорусскую литературу будет усиливаться влияние как западной, так и восточной культуры. Поэзия перестает быть глубоко образной и целостной. Развивается, как я называю, «клубная» поэзия — стихи, которые звучат со сцены в каком–нибудь шумном баре, где слушатель воспринимает только отдельные фразы и не может составить общую картину. К сожалению, засоряется, упрощается и обедняется язык, но есть поэты, которые себе это стараются не позволять.

— Готовятся ли еще книги?

— Серия будет выходить, пока в ней заинтересованы авторы, читатели, издательство. Уже приступил к подготовке очередной «четверки». Редакционный портфель постоянно пополняется. Сейчас рукописей уже на пару лет.

— Есть ли у сборников читатель и кто он? Считается ведь, что сегодня на поэзии денег не заработаешь...

— Книги издаются тиражом 300 экземпляров и распространяются по библиотекам и книжным магазинам. Авторский гонорар составляет 30 книг и выдается сразу после публикации. Так что да, денег за свои стихи авторы не видят. Но причина этого не в политике издательства, а в общем положении дел. Судя по презентациям и отзывам в прессе, читатель у серии есть — он современный и неравнодушный к белорусской литературе.

— Сегодня все чаще молодые прибегают к электронному изданию своих книг. Полностью ли заменяет электронное издание бумажное?

— В этом году у меня одновременно вышли три электронные книги. Устал ждать бумажную в издательстве. Только почему–то нет той радости, как при выходе печатной. Нет этих книг на полке. Нет их без розетки, вай-фая и гаджета. Негде оставить автограф для поклонницы. Да и издать электронную книгу слишком просто. Отношение издателя не такое ответственное. Поэтому лучше, чтобы книги выходили печатные, но имели своих электронных двойников.

— А как насчет стереотипа «поэт презирает материальные блага», «поэт не пишет за деньги»?

— Думаю, что современному поэту, наоборот, нужно быть на «ты» с этим миром. Не нравится, когда слово «толпа» применяют к окружающим людям. Все мы уникальные. Лучше презирать не материальные блага, а вещи, которые действительно приносят зло и страдания. В истории, кстати, полно примеров, когда за деньги создавались шедевры. К тому же поэт, как любой человек, несет ответственность за материальное благополучие своей семьи. Как на бедного поэта–отца, отрекшегося от материальных благ, будут смотреть его дети?

Справка «СБ»

В Минске книги серии «Маладая паэзiя Беларусi» можно купить в магазинах «Акадэмкнiга», «Кнiгарня пiсьменнiка», «Светач» и других примерно за 3 рубля.

rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 172 (25054). Четверг, 8 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter