
— Идея была проста, — вспоминает Рагнед. — Создать регулярную книжную серию, в которой сможет бесплатно издаться любой белорусский поэт в возрасте до 35 лет. С такой инициативой в 2012 году я обратился к председателю Союза писателей Беларуси Николаю Чергинцу. Мне тогда было 28 лет, но уже имел один изданный поэтический сборник и сотню публикаций в отечественной периодике, шестилетний стаж членства в Союзе писателей, опыт редакторской работы в литературных журналах «Полымя», «Маладосць», «Бярозка». Мое предложение Николай Иванович обсудил с руководством издательства «Харвест», где уже выходила книжная серия «Библиотека Союза писателей Беларуси». И вскоре мне дали зеленый свет на создание серии «Молодая поэзия Беларуси», которую я курирую бесплатно, так как искренне хочу помочь молодым поэтам, как когда–то поддержали и меня.
— Чему научил тебя лично этот проект?
— Работать с людьми. Я ищу авторов, отбираю и редактирую их рукописи. Правда, сегодня авторам даже в издательство не нужно приезжать. Редактура и обложка согласовываются по электронной почте, договоры и готовые книги авторы получают при встрече со мной.


— Неужели не было конфликтов? В конце концов, в серии есть авторы старше тебя, преподаватели вузов, как Ольга Гронская... Как с такими работаешь, настаиваешь ли на своем видении или подчиняешься их авторитету?
— Все вопросы решаю с автором до выхода книги. Поэт заранее видит электронный макет, знает все условия... Несомненно, у всех разный литературный и жизненный опыт, где–то нужно настоять на своем, где–то пойти на уступки, но любые спорные вопросы во время редактуры у меня решаются исключительно спокойно. И я благодарен поэтам за доверие и понимание.
— Какие критерии отбора?
— Руководствуюсь, во–первых, собственным художественным вкусом и пониманием поэзии, но также учитываю мнения и советы старших коллег–писателей. А еще для меня важно видеть не просто хорошие стихи, а интересную личность. Стараюсь открывать новые имена, чтобы география серии охватывала все области Беларуси. Таким образом, основных критериев отбора два: художественная ценность и возраст автора. Поэты старше 35 лет ко мне пока не обращались, но если бы такое произошло и рукопись представляла ценность для серии, то, возможно, я бы ее принял в свой редакторский портфель.
— Расскажи про самые примечательные выпуски.
— За 4 года было издано 20 книг. Горжусь тем, что поэтические сборники выходят по содержанию не похожие друг на друга. Например, у Адама Шостака поэзия авангардная и непредсказуемая, а у Дарьи Лёсовой — лиричная и утонченная, у Насты Кудасавой — философская и бунтарская, а у Виктории Смолко — певучая и нежная.
— Почему последние четыре новинки вышли одновременно? Откуда такая производительность?
— Для удобства печати и организации работы редактора и работников издательства «Харвест» было решено выпускать книги не по одной, а по четыре. В последней четверке вышли книги исключительно поэтесс: Ирины Карелиной «На ощупь», Марии Бельской «Таямнiца», Ирины Радиховской «Iдолта» и Анны Федорук «Падглядаю ваш сон». Все они оказались дебютные. Насчет производительности, я не считаю, что четыре-пять книг молодых поэтов в год — это много. В Беларуси хватает неоткрытых талантов.


— Какой тебе видится поэзия будущего?
— Могу лишь предположить, что на белорусскую литературу будет усиливаться влияние как западной, так и восточной культуры. Поэзия перестает быть глубоко образной и целостной. Развивается, как я называю, «клубная» поэзия — стихи, которые звучат со сцены в каком–нибудь шумном баре, где слушатель воспринимает только отдельные фразы и не может составить общую картину. К сожалению, засоряется, упрощается и обедняется язык, но есть поэты, которые себе это стараются не позволять.
— Готовятся ли еще книги?
— Серия будет выходить, пока в ней заинтересованы авторы, читатели, издательство. Уже приступил к подготовке очередной «четверки». Редакционный портфель постоянно пополняется. Сейчас рукописей уже на пару лет.
— Есть ли у сборников читатель и кто он? Считается ведь, что сегодня на поэзии денег не заработаешь...
— Книги издаются тиражом 300 экземпляров и распространяются по библиотекам и книжным магазинам. Авторский гонорар составляет 30 книг и выдается сразу после публикации. Так что да, денег за свои стихи авторы не видят. Но причина этого не в политике издательства, а в общем положении дел. Судя по презентациям и отзывам в прессе, читатель у серии есть — он современный и неравнодушный к белорусской литературе.
— Сегодня все чаще молодые прибегают к электронному изданию своих книг. Полностью ли заменяет электронное издание бумажное?
— В этом году у меня одновременно вышли три электронные книги. Устал ждать бумажную в издательстве. Только почему–то нет той радости, как при выходе печатной. Нет этих книг на полке. Нет их без розетки, вай-фая и гаджета. Негде оставить автограф для поклонницы. Да и издать электронную книгу слишком просто. Отношение издателя не такое ответственное. Поэтому лучше, чтобы книги выходили печатные, но имели своих электронных двойников.
— А как насчет стереотипа «поэт презирает материальные блага», «поэт не пишет за деньги»?
— Думаю, что современному поэту, наоборот, нужно быть на «ты» с этим миром. Не нравится, когда слово «толпа» применяют к окружающим людям. Все мы уникальные. Лучше презирать не материальные блага, а вещи, которые действительно приносят зло и страдания. В истории, кстати, полно примеров, когда за деньги создавались шедевры. К тому же поэт, как любой человек, несет ответственность за материальное благополучие своей семьи. Как на бедного поэта–отца, отрекшегося от материальных благ, будут смотреть его дети?
Справка «СБ»
В Минске книги серии «Маладая паэзiя Беларусi» можно купить в магазинах «Акадэмкнiга», «Кнiгарня пiсьменнiка», «Светач» и других примерно за 3 рубля.
rubleuskaja@sb.by
Советская Белоруссия № 172 (25054). Четверг, 8 сентября 2016