К каким ухищрениям прибегают на рынке подержанных авто

Шаманы у бампера

Многие, накопив достаточную сумму, присматривают автопокупку на рынке. Каковы шансы купить приличную «бэушку» — юридически чистую, в хорошем техсостоянии, с родным пробегом и без сюрпризов, устранение которых значительно «утяжелит» изначальную цену?

Фото из архива «СБ»

Весной авторынки оживают. Но на могилевском — затишье: ни машин, ни людей. Продавцы перекочевали на интернет-автобарахолки. Им так удобнее: не надо днями мерзнуть на улице в ожидании клиентов. Покупателям — нет. Когда в одном месте десятки машин, шансы найти «свою» значительно выше. Приценишься, за пару часов внимательно осмотришь приглянувшиеся. Договариваясь о встрече с продавцами с сайта, никогда не знаешь, что увидишь в реальности. Все зависит от их честности. Честных мало. «Идеальная» 10-летняя «Мазда», которую продавал могилевчанин Александр, явно не стоила запрошенных за нее 7500 у.е. — сколы на бампере, нерабочие парктроники. У «ухоженной» Киа проржавели пороги. «Фольксваген» оказался «погремушкой» с убитой подвеской. Даже я, «чайник», понимала: не успею нарадоваться покупке, как придется мучиться с ремонтом. «Опель», который «по семейным обстоятельствам» продавал владелец из Бобруйска, и вовсе подкатил с российскими номерами. В объявлении они были закрашены, а хозяин «пел», что брали машинку год назад в Минске в салоне: «Да она просто на брате зарегистрирована. Хоть завтра мотанемся в Смоленск, снимем с учета».

«Нужна машинка до 8 тысяч долларов, экономичная по бензину и расходникам, автомат, с парктрониками или камерой заднего вида (я еще плохо паркуюсь), а главное — не требующая срочных допвложений», — объясняла я торговцам Автомалиновки. А они, явно разглядев в блондинке «легкую добычу», старались поразить, уболтать, убедить. Один «играл кнопочками» в «Ауди» (красивый свет ксеноновых фар, удобные функции сидений) и упорно игнорировал вопросы, почему у «роскоши» клинит заднюю дверь и что за красная кнопка постоянно моргает на приборной панели (позже оказалось, что у «Ауди»  проблемы с электроникой). Его конкурент очаровывал достоинствами «Инфинити» — машинка премиум-класса, краше «аудюхи», а расходники куда дешевле. Битые, явно требующие ремонта, за «авто в прекрасном состоянии» выдавали многие. А после вопроса: «Машинку какого цвета предпочитаете?» — я окончательно поняла, что одной мне на автобарахолке делать нечего.

— Они не хотели оскорбить, — «успокоил» подъехавший по моей просьбе к рынку знакомый. — Я как-то неделю в Москве сидел, чтобы найти клиентке «аленький «фиатик». Именно аленький, а не бордо и не морковный. Под цвет ее ногтей. Она мне их фото на вайбер скинула.

Автомобили из Германии и России под заказ Дмитрий Морозов гонял несколько лет. И хотя давно уже «не в деле», по-дружески помогает близким в выборе. И опыт есть, и толщиномер. «Без инструмента, — говорит, — никак. Внешне, бывает, машинка — огонь. Ее тщательно «подшаманили» для продажи. Продавец божится — «не коцаная ни разу». А приборчик поднесешь — на «бампере» такой слой штукатурки, сразу ясно: кто-то сзади в него влетел. Да много еще чем грешат перекупы: пробег отматывают, с документами химичат, умалчивают о юридических обременениях».

Фото Максима Вечера

По телефону один говорил, что единственный владелец «Фольксвагена Тигуана», 7 лет назад брал его в салоне. Приехали по адресу — автохаус… Обидно. Жаль зря потраченного времени и денег. К тому же «элитный» кроссовер оказался «пустышкой», хотя стоил как его «брат» в богатой комплектации. «Мерседес», который явно тоже продавал не хозяин, внешне был хорош. «Не машина — зверь!» — нахваливал владелец. И мы даже начали торговаться. Но по дороге на СТО, на которой настоял сопровождавший меня Дмитрий, «зверь сдох». Просто перестал заводиться.

— Перекупы идут на любые хитрости, чтобы сплавить проблемную машину, — уже объяснял мне автомастер Сергей Литвинов, которому частенько пригоняют только что купленные на «вторичке» «идеальные» авто. — Чтобы двигатель не стучал, перед показом заливают свежее моторное масло большой вязкости. Чтобы поразить мощью «движка», добавляют в топливный бак ацетон — поднимают октановое число топлива. Какое-то время машина работает ровнее, тяга становится лучше, падает расход топлива… Так что выбирать машину надо только со специалистом: он объективно оценит состояние.

Примеряя роль покупателя, осознавала: обмануть меня не попытается разве что ленивый. И все же не ожидала, что обмана будет так много. Из 14 автовладельцев, с которыми довелось общаться, правду о своей ласточке, ее «болячках» и о том, какие запчасти пора менять, рассказали лишь двое…

ПОКУПКА ДО СУДА ДОВЕДЕТ

Автоэксперты настаивают: берешь бэушную машину — имей в запасе 10—15% от ее стоимости, на ремонт. Большинство потребителей «вторички» согласны: купил машину — теперь это твоя проблема, сам и разбирайся с неисправностями. Но не все. По словам председателя Могилевского городского общества защиты потребителей Василия Черного, к ним периодически обращаются граждане, которые хотели бы отыграть назад сделку: «Приходится объяснять — это не в нашей компетенции. Если решить дело миром между вами и продавцом подержанного автомобиля не получается, вы вправе обратиться в суд». Молодая пара из Минска, которая приобрела у девушки «Сузуки», так и поступила, когда уже после подписания договора купли-продажи обнаружила, что в их легковушке подлежат замене некоторые детали. Требовала признать сделку незаконной, вернуть деньги. Суд иск отклонил на том основании, что продавец — не ИП (она расставалась с личным автомобилем), а покупатели имели возможность оценить техсостояние машины.

Отыскать все огрехи, если они тщательно замаскированы, бывает совсем непросто. И новый собственник «бэушки» порой лишь спустя время осознает — ему подсунули откровенный хлам. С бобруйчанином Олегом Ольховским так и случилось: банальная покупка автомобиля не только изрядно потрепала нервы, но и испортила ему биографию — подвела под статью. В мае 2018-го Олег приобрел у соотечественника Виктора Зимина «Фольксваген». Старенький, за 1250 долларов. Продавец, как это бывает, уверял: машина «живая», послужит еще верой и правдой. Но автомеханики огорчили: в ремонт Ольховскому придется вложить… 2 тысячи у.е. Больше стоимости автомобиля! Олег, конечно, психанул, попытался связаться с продавцом. Но тот намеренно его игнорировал. И Ольховский, до этого не имевший проблем с законом, решился на крайнюю меру. Он попросил приятелей помочь проучить наглеца. Один из них назначил Виктору встречу как потенциальный клиент, который якобы тоже хочет купить у него автомобиль (Зимин продавал еще и «Ауди»). А когда Зимин приехал, увидел Ольховского, который и объяснил экс-владельцу «Фольксвагена», что так, как он, поступать нехорошо. Не только на словах. Зимин, получив несколько ударов руками и ногами, пообещал, что даст Олегу деньги на ремонт автомобиля, а сам обратился в милицию. По словам старшего помощника прокурора Могилевской области Елены Шумейко, суд признал Олега виновным в вымогательстве с применением насилия и приговорил к трем с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter