К 180-летию со дня рождения Федора Стравинского

Шаляпин из Речицы

20 июня 1843 года в застенке Головинцы Речицкого уезда родился человек, дважды отметившийся в русской культуре. Федор Игнатьевич Стравинский – выдающийся оперный певец, солист Мариинского театра и по совместительству – отец композитора Игоря Стравинского. 

Поначалу он и не думал становиться певцом. Сын агронома, раздворяненный шляхтич герба Сулима, он закончил Нежинский юридический лицей и устроился в Петербурге чиновником Министерства юстиции. Как многие люди его круга, пел для себя, участвовал в любительских концертах. 

И тут кто-то свел его с Полиной Виардо, которая к тому времени уже оставила сцену и преподавала в Парижской консерватории.  Она за несколько уроков объяснила ему технику бельканто, которую придумал ее отец – великий тенор Мануэль Гарсия.

После этого у него уже не было другого пути, кроме Петербургской консерватории. После ее окончания он три сезона пел в Киеве и Одессе, а в 1876 году впервые попробовал свои силы на сцене Императорского Мариинского театра. Успех был невероятный! Как раз в те дни в Мариинке с почестями провожали на покой 70-летнего баса Осипа Петрова, для которого писал еще Глинка. И свежий, яркий, энергичный Стравинский оказался как нельзя более ко двору.

В его репертуаре было свыше 70 ролей, в работе над которыми ему помогал дар художника. Сначала он рисовал своих героев, искал их характер, пластику движений и только затем под аккомпанемент жены Анны Кирилловны разучивал музыку и текст. 

Ему не повезло – он не успел записаться на фонограф и съездить на гастроли в Париж. Так что с его искусством мы можем познакомиться лишь через Шаляпина, который был его прилежным подражателем. Говорят, у Шаляпина был голос сильнее, зато у Стравинского – гибче и шире по диапазону. 

В его квартире на Крюковом канале часто бывал Достоевский. Репин нарисовал с него одного из казаков на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Композитор Направник написал для него партию Вильгельма Завоевателя в опере «Гарольд».

В 1901 году торжественно праздновался 25-летний юбилей его творческой деятельности. Федор Стравинский был одним из первых, кому высочайше было  пожаловано звание «заслуженный артист». 

Год спустя он умер от рака. В его некрологе мы читаем:

«Это был идеальный оперный артист, умеющий сливать в гармоничном единстве превосходную драматическую игру с чудесным пением. Ни в одной из своих ролей он не повторялся. Видя его, например, в образе Фарлафа, трудно было поверить, что это тот же артист, который накануне олицетворял собой бандита Спарафучиле в „Риголетто". Пьяный, беспросветно загулявший „босяк" Скула в „Князе Игоре" не имеет ничего общего с элегантным и злобноядовитым Мефистофелем. Это удивительное разнообразие и эластичность сценического таланта позволяли Ф.И. Стравинскому браться с огромным успехом за множество ролей. Будучи крайне отзывчивым человеком, он никогда не отказывался выступать на благотворительных концертах, особенно на тех, которые устраивались в пользу молодежи. Чрезвычайно талантливый, умный и интеллигентный артист, Стравинский навсегда будет памятен посетителям Русской оперы. И невольно делается жаль, когда подумаешь, что его искусство было такого свойства, что его нельзя запечатлеть и сохранить никакими способами на будущее время и что оно остается исключительно лишь в памяти тех, кто лично видел и слышал прекрасного артиста-художника».

После него осталась гора книг, нот, дневников, живописных набросков – почти все это пропало, когда его вдова в 1922 году выехала за границу. Но главное его наследие – четыре сына, один из которых станет знаменитым композитором, а другой, бас-баритон Мариинского театра, погибнет на полях Первой мировой войны. 

juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter