Шаланды, полные реалий

Что на фестивале главное: призы или хорошее отношение?
Что на фестивале главное: призы или хорошее отношение?

Вблагодатном Краснодарском крае в городе Анапа с 11 по 22 сентября пройдет 14–й Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок». Участие в нем белорусов традиционно. Главное отличие этого года, пожалуй, в том, что к просмотру будут предложены фильмы, уже премированные другими фестивалями и получившие статус несомненных удач киногода. Белорусские фильмы заявлены в программах «Шорт–шок», «ТВ–шок» и «Киномалышок». Игрового фильма в основном конкурсе в этом году, к сожалению, нет.

— Белорусское кино уже вписано в историю «Киношока», — считает председатель белорусской гильдии актеров кино, член международного совета Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок» актриса Светлана Суховей. — Там побывало очень много наших кинематографистов за эти годы. Классики Туров, Пташук, Никифоров, а также критики и очень много молодежи...

— Светлана Ивановна, как бы вы оценили отношение к белорусскому кино сегодня?

— Отношение к нему внимательное. Жаль, что когда дело доходит до распределения призов, оно не всегда подтверждается решениями жюри.

— Нынешняя белорусская программа «Киношока» удачна?

— Лично мне картины, которые мы везем в этом году, очень симпатичны. Картина Ренаты Грицковой «Маленькие беглецы» — честная, добрая, красивая история, которую с интересом смотрит зритель. Она уже получила главный приз детской программы Международного кинофестиваля «Золотой Витязь». Ироничен и светел пятиминутный «Бах» Юрия Тимофеева, очень забавная студенческая работа. «Цвет любви» Саши Канановича — ненатужная, игривая, легкая комедия, выдержанная по стилю, с прекрасными актерскими работами. Она получила Гран–при в конкурсе студенческих фильмов «Святая Анна–2005» в Москве. Комедия — это вообще самый трудный жанр. Не так много режиссеров занимаются им сегодня. Трогательна документальная лента Галины Адамович «Боже мой», получившая главные призы «Золотого Витязя» и кинофестиваля в Карлови Вари. У этих картин есть шанс быть оцененными по достоинству. Ведь бывает немало картин в конкурсе, которые жюри даже не обсуждает.

— По какому принципу отбираются работы?

— Все решает отборочная комиссия. Я являюсь членом международного совета фестиваля. На меня возложена миссия каждый год представлять экспертам фестиваля как можно больше работ белорусских кинематографистов. Я аккуратно упаковываю их и передаю. Потом получаю ответ. Например: «Из анимационного кино — ничего не подойдет. Думаем над документальным».

— Вы улавливаете заранее, что отборщикам может прийтись по душе?

— Наверное, да. Я заметила, что иногда они принимают очень забавные работы.

— Согласитесь, за эти годы «Киношок» изменился. Утратил свою радикальную направленность...

— Все рано или поздно становится с головы на ноги. На этом фестивале всегда была тяга к хорошему, душевному кино. И если в первые перестроечные годы он тяготел к радикализму, то теперь изменился, собственно, так же, как и весь кинематограф. Главная ценность фестиваля в том, что он искренне заинтересован в участии каждой страны СНГ. Даже если какая–либо из них и не представляет новые фильмы, всегда присутствует делегация страны. В том, что фестиваль не сдал своих позиций, поддерживается на уровне министерств культуры всех стран–участниц, главная заслуга президента фестиваля Виктора Мережко и Ирины Шевчук, генерального директора. Представьте: в следующем году «Киношоку» будет 15 лет!

— А кроме «Киношока», на каких фестивалях наше кино заявляет о себе?

— На фестивале «Бригантина» в Бердянске наши работы всегда производят хорошее впечатление. Мы активно участвуем и в международном фестивале актеров кино «Стожары» в Киеве. Он проходит довольно помпезно. Открытие в Доме кино, гостиница в центре города... В конце сентября пройдет уже пятый по счету форум.

— На ваш взгляд, наши молодые режиссеры все–таки совершат качественный прорыв в современном кино?

— Мне кажется, не все понимают идеи, которые их переполняют. Впрочем, экспериментировать сегодня решится не каждый — это дорого. Наши ребята талантливые, но судьба поступила с ними жестоко. Если бы Михаил Пташук был жив, все бы сложилось по–другому. Он бы сделал для них все, что мог. Они разговаривали на одном языке...

— Светлана Ивановна, а насколько вообще справедливы фестивальные оценки?

— Обсуждения на «Киношоке» бывают самые жаркие. Последнее слово, как правило, за председателем жюри. В этом году — это артист балета и хореограф Владимир Васильев. Но критики, как правило, не жалеют нас, творцов. Мы же если и критикуем друг друга, то очень деликатно.

— Такая деликатность, вы считаете, идет на пользу делу?

— Умный художник всегда понимает, где у него получился промах. Глупцу можно говорить все открытым текстом, но он будет уверен, что неталантливы все, кроме него. За белорусскую программу этого года нам не будет стыдно. Мы с достоинством представляем нашу страну. Если там будут картины лучше, мы порадуемся за наших коллег из соседних государств...

Конечно, призы для кино — это не главное. Можно удовлетвориться и такой точкой зрения. Тем более что любой фестиваль невозможен без интриг. Всем известно, что иногда отборщики могут взять в конкурс откровенно слабую картину, чтобы, как говорится, оттенить на ее фоне достоинство других. Игровых белорусских лент в этом году в основном конкурсе нет. Хотя ранее мы стабильно там появлялись. За последние три года это были «Прикованный» Валерия Рыбарева, «Анастасия Слуцкая» Юрия Елхова, «Дунечка» Александра Ефремова. В этом году «Глубокое течение» Маргариты Касымовой на конкурс не взяли. Признаться, это довольно огорчительно. «Киношок» — фестиваль знаковый. Когда–то, только появившись, «Киношок» стал нарочитой пощечиной богемы самой себе и заодно общественному вкусу, пропагандируя радикальное кино. Сегодня он как никогда важен для белорусского кино, потому что выполняет, если хотите, терапевтическую функцию, — помогает поверить в то, что наше кино востребовано и конкурентоспособно в пределах СНГ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter