Шахтерский характер

Многолетний добросовестный труд, высокие производственные показатели и значительный личный вклад в развитие производства калийных удобрений... Официально именно за это Виктор Владимирович награжден медалью “За трудовые заслуги”. А на руднике Третьего рудоуправления РУП “ПО “Беларуськалий”, где машинист горных выемочных машин Виктор Кляйн трудится уже четверть столетия, говорят более лаконично:— Награжден он за шахтерский характер!

Разъяснить, что это означает, я попросил товарищей Виктора Владимировича по нелегкому труду. Начальник рудника Андрей Голицын:
— Душа коллектива, человек долга. Сказал — сделал, а сделал — и перепроверять не нужно. Он не подведет в самой сложной, порой драматичной ситуации.
Именно такое случилось в забое полтора года назад. Горное давление на глубине в сотни метров — явление непредсказуемое и чрезмерно опасное. Тогда в отработанном лавой пространстве оно в один момент обрезало кровлю по забою. Мощные двухметровые гидравлические крепи ужались сразу более чем на треть. Тысячи тонн грунта намертво заклинили лаву. Ни вперед, ни назад. Иногда в таких случаях горняки вынуждены даже оставлять зажатые породой комбайны и переходить на другой участок — освобождать технику из западни не только сложно, дорого, но и опасно...
Но 13 горняков под началом бригадира Виктора Кляйна без раздумий взялись выручать лаву из “плена”. Дополнительно укрепляли кровлю массивными деревянными стойками. Просевшую породу взрывали. Убирали громадные глыбы. Крепили вновь... И так три недели. Иногда по две смены подряд не поднимаясь на поверхность. Но лаву освободили. И даже умудрились перевыполнить годовое задание по добыче руды на 3 процента.
— Шахтерский характер — это Виктор Владимирович с его надежностью, выдержкой, тактом педагога, — дополняет горнорабочий очистного забоя Александр Пешков. — Свойства характера, приобретенные в процессе совместной работы с бригадиром, помогают мне не только в забое, но и во многих жизненных ситуациях.
А началось все с того, что студент горнохимического техникума Пешков попал в бригаду Кляйна на стажировку. Практика пролетела быстро, но трудовые навыки, самые лучшие впечатления от работы в коллективе горняков у студента остались. Получив диплом, Александр попросился в бригаду Виктора Владимировича. Ответили: нет вакансий. Парень согласился быть крепильщиком. Крепил кровлю, а если кто-то из добычников заболевал или уходил в отпуск, замещал его. И теперь Александр — полноправный член лучшей бригады Третьего рудника.
Сам Виктор Владимирович дать определение шахтерского характера не торопится. Уж очень много мыслей, воспоминаний навевает словосочетание. Это в прошлом году работники “Беларуськалия” произвели 8 миллионов 300 тысяч тонн удобрений, а выручка за них исчисляется миллиардами долларов. Это теперь попасть на работу в “Беларуськалий”, где около 20 тысяч специалистов самого разного профиля, можно чуть ли не с санкции генерального директора. А в начале 90-х годов кадровики объединения на столбах развешивали объявления: требуются шахтеры, обогатители, инженеры... Производство удобрений упало ниже двух миллионов тонн в год, соответствующими были и заработки калийщиков. Шахтеры объявляли забастовки, требовали повышения заработной платы, улучшения условий труда, большего внимания к производству ценнейших удобрений. На переговоры с бастующими приезжали первые лица государства, просили, убеждали. Тогда шахтерский характер проявлялся в том, чтобы выстоять, не сдрейфить, добиться своего. Кое-кто не выдержал, в поисках лучшей доли подался в Сибирь, на Север. Но такие, как Виктор Кляйн, отстояли интересы шахтеров. И победили.
Теперь “Беларуськалий” уверенно стоит на ногах, за последние пять лет он поставил высококачественную продукцию более чем в 80 стран. Заработкам солигорских шахтеров завидуют многие. Но те, кто спускается под землю ради “длинного рубля”, выдерживают там недолго. Виктор Кляйн может привести немало таких примеров. Но не осуждает “беглецов”. Считает, что шахтером нужно родиться. Как и летчиком, ученым, хирургом...
Добыча сильвинита требует от горняков не какого-то волевого порыва, а мужества ежедневного, порой монотонного, изнурительного труда. Не так давно Виктор Кляйн работал в лаве высотой 115 сантиметров. Не у многих хватает выдержки, терпения смену проползать на коленях в таком пространстве... Полтора года назад команда Кляйна освоила новый высокопроизводительный комбайн СЛ-300Н. Собран он совместно с немецкими специалистами на солигорском предприятии. Можем, если захотим! Но хорошая машина даже в масштабах одного рудника в разных забоях может работать по-разному. Вот и многолетний горняцкий опыт подсказал Виктору Владимировичу, что мощный комбайн способен на большее. Проанализировал все, сопоставил и сделал вывод: для высокопроизводительной работы в их забое нужны другие резцы. Обсудили проблему с бригадой, с руководством. Заменили режущие детали. Производительность труда увеличилась, а расход резцов уменьшился.
Правило бригады: эксплуатировать технику так, чтобы до минимума сократить внутри-
сменные простои! Опытных машинистов Юрия Варлакова, Эдуарда Азарова, Сергея Радобольского учить, тем более подгонять, не надо. А молодым Даниилу Жуковскому, Сергею Рою еще нужны не только профессиональные советы, но и моральная поддержка. Все это в бригаде Виктора Владимировича есть. В результате — не только тысячи сэкономленных киловатт-часов электроэнергии, но и 413 тысяч тонн выданной за год на-гора руды, 8,4 процента ее — сверх плана.
Черты характера — это и гены, передающиеся от прадедов в наследство. Но шахтеров в роду Виктора Владимировича не было. Дедушка возглавлял колхоз в Крыму. Когда в предвоенные годы случилась засуха, он головой ответил за разгул стихии. Обвинение во вредительстве и приговор: десять лет без права переписки... Хороший хозяин сгинул где-то в лагерях, а семья его оказалась в Казахстане. Родился Виктор возле Ленинграда, куда забросила судьба его родителей. Потом отец поддался на уговоры жены, уроженки Слутчины, переехать в Беларусь. В совхозе “Новое Полесье” Солигорского района Владимир Иванович стал досматривать коров, а Галина Андреевна — руководить животноводческим комплексом, о рекордных надоях на котором знала вся республика. Виктор изо всех сил помогал родителям. Но душой тянулся к технике. Окончив училище, работал на мотовелозаводе. Потом попросился на Третий рудник, где честно трудится уже 24 года. 47-летнему бригадиру присвоено звание “Ветеран труда объединения”, он награжден особо почитаемыми в горняцкой среде знаками “Шахтерская слава” III и II степени.
Жена Виктора Владимировича Валентина Яковлевна работает главным бухгалтером в одной из фирм. Дочь Маргарита вышла замуж, живет в Киеве, растит сына. Может он, Никитка, продолжит славные горняцкие дела деда?
— Шахтерский характер, это, наверное, верность своему делу, способность доводить его до конца при любых обстоятельствах, — после долгих раздумий сказал Виктор Владимирович. — Но главное — быть готовым всегда подставить плечо товарищу, как бы трудно ни было.
Виктор Кляйн — не теоретик. Он — практик. Своим поведением, трудом неукоснительно следующий этим высоким принципам.


Слава — по труду

В очередной раз награждая лучших представителей предприятий, организаций и ведомств, Президент Беларуси особо отметил труд работников РУП “ПО “Беларуськалий”. И вручил группе шахтеров, обогатителей награды. Вот они, передовики калийного производства.
Инна БАВЧКЕВИЧ, оператор пульта управления обогатительной фабрики Четвертого рудоуправления. Уже треть столетия руководит процессом сушки хлористого калия. Одна из первых освоила работу установок, переведенных на природный газ. Заслуженный ветеран объединения, обучила своей профессии 8 человек. А поучиться у Инны Андреевны есть чему: при выпуске продукции высокого качества ее смена за год экономит около полумиллиона кубометров газа.
Сергей ЛИТВИНЕНКО, машинист горных выемочных машин Второго рудоуправления. Потомственный горняк, в “Беларуськалии” трудились его дед, отец. Сергей Юрьевич на руднике — 16 лет, перевыполнение годовых планов для бригады, которой он руководит, стало нормой. Под руководством опытного горняка путевку в жизнь получили многие молодые специалисты. На его счету — миллионы тонн выданной на-гора руды. Не раз награждался руководством концерна “Белнефтехим” и объединения.
Николай ШАРКО, машинист горных выемочных машин Первого рудоуправления. За 33 года работы в забое заслужил уважение руководства и товарищей по труду. Доказательство тому — знаки “Шахтерская слава” трех степеней, звание “Заслуженный ветеран труда”. Умело осваивает новую технику, грамотно ее эксплуатирует. Как результат — бригада на протяжении пяти лет перевыполняет плановые задания, себестоимость добытой ею руды — самая низкая на предприятии.
Александр МУХА, машинист горных выемочных машин Четвертого рудоуправления. Более 27 лет работает на самом ответственном участке — в забойной группе. Технически грамотный, добросовестный и старательный шахтер, его бригада смонтировала первый в “Беларуськалии” механизированный комплекс по добыче руды, ставший впоследствии базовым для всех рудников. Срок эксплуатации комплекса СЛ-300 — пять лет, а бригада регулярно перевыполняет на нем производственные задания уже девятый год.
Владимир ШПАКОВСКИЙ, директор Второго рудоуправления. От родительского дома в деревне Чижевичи, где Владимир появился на свет в 1958 году, до стволов первой белорусской шахты — считанные сотни метров. Потому жизненный путь его был предопределен. Окончив Солигорский горнохимический техникум, потом с красным дипломом Ленинградский горный институт, он в 1982 году пришел на “Беларуськалий”. На Втором рудоуправлении Владимир Николаевич работал горным мастером, заместителем, потом начальником участка. Был заместителем главного инженера, начальником рудника, главным инженером рудоуправления. С 2006 года его директор.

УНП 600122610

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter