Президентский совет ФИДЕ призвал подать в отставку действующего руководителя федерации Кирсана Илюмжинова

Шах, мат и грозы

Минск наверняка не хотел такой славы, но она догнала его. Заседавший в выходные в нашей столице президентский совет Международной федерации шахмат 14 голосами против одного призвал действующего руководителя ФИДЕ Кирсана Илюмжинова подать в отставку. Бывший президент Калмыкии, естественно, отказался — большая партия началась.

Официальная эмблема Международной федерации шахмат.

Что есть?

В Международной федерации шахмат финансовые проблемы. При этом никто не отрицает, что благодаря личным заслугам (и даже личным вложениям) бизнесмена Илюмжинова ФИДЕ удалось обрести стабильность, календарь и даже в некотором роде будущее. Но внесение Кирсана в санкционный список США (за связи с Башаром Асадом) грозит большими трудностями всей организации. Швейцарский банк UBS, в котором ФИДЕ держит свои счета, в феврале согласился отложить их закрытие до 30 апреля, но далее откладывать отказывается. Выступавший на заседании в Минске финансовый директор ФИДЕ Адриан Сигель предупредил, что в конце этого месяца имеющиеся счета ФИДЕ будут закрыты, а другие банки «как в Швейцарии, так и за ее пределами» отказываются сотрудничать с организацией, пока она не сменит своего главу.

В результате на свет появилось обращение президентского совета ФИДЕ к «дорогому Кирсану» о том, что «ситуация служит плохой рекламой ФИДЕ и негативно отражается на репутации организации, подрывая доверие всех, кто так или иначе связан с шахматами», а значит, «в интересах федерации вы должны немедленно подать в отставку».

Но Илюмжинов через российские СМИ уже объявил, что не собирается никуда уходить.

Что было?

Стоит только загуглить слово ФИДЕ, как интернет выстрелит сообщениями, что в конце марта 2017–го официальный сайт Международной федерации шахмат сообщал, что Илюмжинов написал заявление об уходе. Тогда Кирсан буквально на следующий день эти сведения опроверг и заявил, что такой вопрос на президентском совете даже не поднимался. Однако без последствий та скандальная ситуация все–таки не осталась. Через несколько дней стороны заключили мировое соглашение, по которому Илюмжинов сохранил пост до выборов, но на его деятельность был наложен ряд ограничений, касающихся принятия важных решений и подписания документов.

 
А так выглядит официальный (слева) и альтернативный (справа) логотип матча за звание чемпиона мира по шахматам, который пройдет в Лондоне в этом году.
Что есть?

В марте в Берлине прошел турнир претендентов. Его выиграл 25–летний американец итальянского происхождения Фабиано Каруана, и теперь именно он в ноябре в Лондоне оспорит звание чемпиона мира в матче с Магнусом Карлсеном. Последний, кто боролся с норвежцем — Сергей Карякин, — отстал от Каруаны на одно очко и финишировал в Берлине вровень с азербайджанцем Шахрияром Мамедья­ровым. В России, где о шахматах во время сражения Карякин — Карлсен заговорили во весь голос вновь, такой итог турнира претендентов наверняка многих огорчил. Тем более что Владимир Крамник и Александр Грищук отстали от Каруаны еще больше.

Что было?

Когда стало ясно, что в борьбе за корону опять сойдутся гроссмейстеры, чьи фамилии начинаются на букву К, Кирсан Илюмжинов одним из первых заговорил о магии шахмат. Ведь история помнит не только матч Карлсена с Карякиным, но и Карпова с Каспаровым и Карпова с Корчным. И тогда в 70–е и 80–е тоже много говорили о президентах ФИДЕ.

Одна из самых драматичных историй случилась в 1985 году, когда тогдашний президент ФИДЕ прекратил матч между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым после 48–й партии и при счете 5:5. Стороны до сих пор ведут спор, в чью пользу было то решение, но очевидно, что проиграли все, и прежде всего шахматы. Каспаров позже стал чемпионом мира и носил этот титул полтора десятка лет. Но и Карпов после распада СССР тоже был чемпионом (по версии ФИДЕ). Шахматы же при Кампоманесе всемерно погружались в хаос, и пришедшему к власти Илюмжинову понадобилось целое десятилетие, чтобы разгрести наследство упрямого филиппинца.

А в 1970 году президентом ФИДЕ стал в кои–то веки шахматист самого высокого уровня — пятый чемпион мира (1935 — 1937) голландец Макс Эйве. Он прослыл мастером копромисса (это при нем Роберт Фишер выиграл в Рейкьявике у Бориса Спасского, и это при нем Фишер отказался играть с Карповым, в результате чего советский гроссмейстер стал 12–м чемпионом мира), но этот самый компромисс его и погубил. Произошло это, когда Эйве оказал поддержку Виктору Корчному, который после турнира в Нидерландах не вернулся в СССР, а запросил политическое убежище. Президент ФИДЕ гарантировал, что Корчной сохранит право участвовать в претендентских матчах, а руководство СССР инициировало кампанию против выдвижения Эйве на третий срок. В 1978 году новым президентом ФИДЕ стал исландский гроссмейстер Фридрик Олафссон, и это при нем в филиппинском городе Багио Карпов выиграл у Корчного матч, где за доской состязались не гроссмейстеры, а политические системы. В 1981 году Карпов и Корчной играли еще раз, и тогда Олафссон делал все (в том числе задержал начало матча), чтобы из СССР разрешили выехать сыну Корчного (ничего, кстати, не добился). Нетрудно догадаться, что советская федерация, чей авторитет в шахматах был всегда крайне высок, в 1982 году тоже делала все, чтобы исландца сменил более сговорчивый Кампоманес...

Что будет?

Проще всего сказать, что исход начавшейся большой партии не сможет предсказать даже суперкомпьютер. Как следует из истории, шахматы всегда были не просто игрой, но еще и политикой. И сейчас ничуть не удивительно, что Илюмжинов, за которым стоит российский нефтегазовый комплекс (и его деньги), уже заявил, что обязательно выставит свою кандидатуру на выборах президента ФИДЕ, которые должны пройти в октябре в Батуми.

А в Минске было объявлено, что вице–президент ФИДЕ Георгиос Макропулос, фактически исполняющий обязанности главы организации, принял решение выдвинуть свою кандидатуру «по многочисленным просьбам национальных федераций».

Впрочем, на генеральной ассамблее ФИДЕ, которая пройдет в Батуми и где, собственно, и выберут нового (или старого) главу федерации, у нас будет свой интерес. По словам возглавляющей Белорусскую федерацию шахмат Анастасии Сорокиной, осенью этого года шахматисты съедутся на свою олимпиаду в Батуми, через два года их ждет Ханты–Мансийск, а на право принять 45–ю олимпиаду в 2022 году претендует Минск. Свой первый ход в новой партии наша столица уже сделала.

Антон СЕРЕБРОВ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter