В галерее "Панорама" на 22-м этаже Национальной библиотеки открылась выставка акварелей известного белорусского художника Вячеслава Павловца

Шаги по воде

Представьте себе, что вы в небе. Смотрите на Минск с высоты птичьего полета. Перед вами разворачивается панорама города — чистый урбанизм, со всем тем, что ему присуще. Мосты, развязки, высотки, новостройки, краны, улицы, автомобили, люди как муравьи. Над вами бесконечное небо, а внизу как на ладони город.


Но это все там, за стеклянными стенами галереи «Панорама». А вот на стенах в одинаковых рамах тихие акварели. Чистая природа. Поля, небеса, реки, леса и перелески, дороги и тропинки, рассветы и закаты... И как только ты поворачиваешься к ним, то забываешь о мегаполисе, уходишь, погружаешься в природу. Ошеломительный контраст, подчеркивающий первозданность и нерукотворность природных пейзажей.

ФОТО ЕВГЕНИЯ КОЛЧЕВА.
Акварели Вячеслава Павловца при всей их простоте очень узнаваемы. Он это первое впечатление воссоздает, не мудрствует лукаво, ничего этакого не изобретает, не фантазирует. Пишет лишь то, что все мы видели и видим. Все узнаваемо и лаконично.

Очень точное и тонкое название выставки — «Крокi па вадзе», но поэзию названия начинаешь понимать и чувствовать, когда знакомишься с работами художника.

Казалось бы, для создания акварели надо очень мало: бумага, вода, краски и кисть. Вот и все. Каждый из нас когда–то пробовал, что–то пытался изобразить неподатливыми акварельными красками. Это все происходило в детстве, когда–то давно...

При первом приближении все кажется понятным и ясным. Только все эти составные части акварельной техники не будут взаимодействовать без художника, без мастера. Акварель — очень капризный материал, не терпящий переделок. Художник должен умудриться сделать все сразу и точно.

Я много раз видел, как Вячеслав Павловец в своей мастерской зависает с большой кистью над листом. Смотрит, как медленно на влажной бумаге растекается краска. Он всматривается, чего–то терпеливо ждет, а потом в нужный, известный только ему момент проводит по шершавой бумаге темную линию. И эта бесформенная линия, как это ни поразительно, становится лесом. Но не простым, а присыпанным снегом. Кисть моется в воде, стряхивается — и еще одна линия. Чистая вода промывает извилистую полосу. Смотришь, а это уже дорога к тому самому лесу, через снежное поле... Чудо происходит тут и сейчас, на глазах.

Передать всю полноту игры прозрачных акварельных цветов не может даже самая лучшая фотография. Акварель держится на «чуть–чуть», на неуловимых движениях кисти, пятен, линий. Акварель — это фокус! А художник–акварелист — мастер оригинального жанра. Всегда — виртуоз. Без мастерского владения техникой, без понимания тысяч тонкостей и нюансов хорошую акварель не создашь. То бумагу не так намочишь, то пропустишь тот единственный короткий момент, когда следует прикоснуться кистью к ее поверхности... Работа с акварелью — бесконечная череда ошибок и неудач. Приходится брать новый лист дорогой бумаги и начинать все сначала.

Все работы, а это двадцать четыре листа, написаны художником в этом году. Пейзажи очень разные и в то же время похожи. Чем? Высоким уровнем мастерства. Художник как бы играет: льет на бумагу воду, капает краску, она растекается, превращаясь в снег, деревья, облака, закаты, туманы... Получается поэзия — прозрачная и трепетная. Настоящая, как очень хорошие стихи. Наслаждаешься, сопереживаешь и перестаешь думать, как это сделано.

К подобной ясности и простоте Вячеслав Павловец шел долго. Его акварели, выполненные в институте (он выпускник отделения графики нынешней академии искусств) и сегодня, — две большие разницы. Очередная выставка в галерее Национальной библиотеки — яркое тому свидетельство.

Найдите время, поднимитесь на 22–й этаж, полюбуйтесь городом и познакомьтесь с творчеством Вячеслава Павловца, одного из лучших мастеров акварели. Художника, чьи персональные выставки проходят в лучших галереях Европы, чьи работы находятся в постоянной экспозиции нашего Национального художественного музея.

СПРАВКА «СБ»

Вячеслав Павловец — известный художник, иллюстратор, книжный дизайнер. Родился в 1959 году. Учился в БГТХИ. В выставках участвует с 1978 года. Член БСХ с 1988 года. Награжден медалью союза художников «За заслуги в изобразительном искусстве» в 2006 году. Работает художественным редактором журнала «Мастацтва».

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter