
Нейтральный статус обязывает
Ключевой вопрос для Киева — гарантии безопасности. Второй блок — прекращение огня для решения срочных гуманитарных проблем. Российская сторона среди прочих вопросов сосредоточилась на положении военнопленных, призывая Украину соблюдать Женевскую конвенцию в их отношении.Как сказал помощник Президента России Владимир Мединский, три часа беседы прошли конструктивно. Позже он объяснил, что деэскалация на Киевском и Черниговском направлениях не означает полного прекращения огня. Российская сторона также заявила, что получила письменное предложение, которое подтверждает стремление Украины к нейтральному, внеблоковому и безъядерному статусу. Этот статус подразумевает отказ размещать на территории Украины иностранные военные базы и военные контингенты, отказ вступать в военно-политические союзы, военные учения на территории страны смогут проводиться только по взаимному согласию стран-гарантов, для Украины открыты двери в ЕС, страны-гаранты должны будут эту возможность поддерживать и обязуются не препятствовать.
![]() |
![]() |
Кто гарант?
Киев считает, что гарантами могли бы выступить Франция, США, Великобритания, Китай, Турция, Германия, Израиль, Канада, Италия и Польша. Проблему Крыма Украина хочет решать только дипломатическим путем: предлагается запустить на 15 лет переговоры и консультации с Россией относительно статуса полуострова. В это время стороны обязуются не применять военную силу в Крыму. А что будет дальше, непонятно. Вопрос о территории Донбасса был вынесен в отдельный пункт — его предлагается передать на обсуждение президентам России и Украины в ходе возможной личной встречи. После рассмотрения предложений Киева Москва выдвинет встречное предложение.
Обсуждение продолжается
Как обозначенные украинской стороной предложения должны, по ее мнению, претворяться в жизнь, или, как говорят дипломаты и политики, имплементироваться? Сначала — вывод российских войск.Затем в Украине должен пройти референдум, а парламент, как и страны — гаранты безопасности, ратифицирует договор и подпишет его. Как видим, по мнению украинской стороны, путь к миру довольно долгий. А подписать окончательные договоренности она предлагает на многосторонней конференции с высшими должностными лицами стран-гарантов, после чего предполагается запустить процесс ратификации в украинском парламенте и парламентах стран-гарантов.
Все очень красиво. Только встает логичный вопрос: кому выгодны такие длительные паузы в обсуждении украинской ситуации? Да и как проводить, например, референдум, когда из страны бежали, по разным подсчетам, порядка 4 миллионов граждан? И в чем разница между НАТО и странами-гарантами, значительная часть которых и входит в Североатлантический альянс? Спорных моментов очень много.Но положительный факт — переговоры идут. В то же время Россия не заявляла об изменении целей военной операции — речь о денацификации и демилитаризации Украины. Более того, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков отметил, что «денацификация является одной из целей этой операции — она продолжается». И еще. Россия не будет обсуждать Крым с Украиной: «Это исключено, это записано в нашей Конституции».
Жестко и принципиально. В то же время переговоры и нужны для того, чтобы урегулировать военные конфликты и сблизить позиции государств. С одной стороны, территориальная целостность Украины, с другой — от ее вооруженных сил восемь последних лет в Донбасс прилетали разве что ракеты и НАТО строило планы по дальнейшему расширению на восток. Должно ли так быть?
Все хотят стабильности и спокойствия в Украине. Но это должно делаться не за счет других государств и нагнетания на границе с ними военной истерии. Это также принципиально.

Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь Президента Беларуси:
— Все мы видим то, что происходит вокруг. И все мы без преувеличения переживаем. Вот сегодня (29 марта. — Прим. ред.) снова проходят мирные переговоры. Очень хочется надеяться, что это шаги по пути к миру. И эти переговоры были организованы при непосредственном участии нашего Президента — три первых раунда переговоров прошли в Беларуси. Сегодня — на территории Турции. Как бы ни было и где бы ни было, понятно, что все мы хотим, чтобы был мир.
shamko@sb.by