Площадка Союзного государства является своеобразным плацдармом для внедрения различных инициатив, которые впоследствии могут быть востребованы в других интеграционных объединениях
Тамара КРАСОВСКАЯ,
член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ |
Договор о создании Союзного государства заложил легитимную основу для развития правовых механизмов взаимодействия всех видов субъектов в рамках единого правового пространства Союза. Как позитивный шаг надо отметить принятие концепций развития определенных сфер общественных отношений. Например, Концепция социального развития Союзного государства или Концепция о безопасности. Ведь без выравнивания правовых систем трудно будет выйти на единую правоприменительную практику. Кроме того, Россия и Беларусь являются участниками других интеграционных систем (ЕАЭС, ОДКБ и СНГ), которые принимают модельные законы, поэтому нужно подумать о том, чтобы регламентами парламентов наших государств был предусмотрен учет рекомендаций и модельных законов Союзного государства и интеграционных сообществ при проведении экспертизы национальных законопроектов.
Развитие любой правовой системы не может быть бесконфликтным, поскольку в общем законодательном массиве одновременно действуют акты разного уровня, происходит смена старых отношений на новые.
Например, анализ положений Гражданских кодексов Республики Беларусь и Российской Федерации показывает, что они опираются на одинаковые принципы. При этом кодексы одинаково закрепляют ряд новых гражданско-правовых институтов, призванных обслуживать современный гражданский оборот. Существенно обновлены многие действовавшие нормы гражданского права, направленные на установление организационно-правовых форм юридических лиц, а также введено регулирование, повышающее имущественную ответственность и усиливающее надежность гражданско-правового договора. Они также регулируют хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, закрепляют организационно-правовые формы корпоративных субъектов и регулирования предпринимательской деятельности, в том числе инновационной.
При этом в Беларуси сегодня существует ряд проблем в сфере договорного права. Одной из них является проблема смешанных договоров. В отличие от белорусского Гражданского кодекса российский предусматривает возможность закрепления смешанного договора как законом, так и иными правовыми актами. Необходимо также отметить, что в современном российском законодательстве смешанный договор ассоциируется прежде всего с действием принципа свободы договора. При этом смешанный договор довольно широко представлен в судебной практике Республики Беларусь и Российской Федерации, является положительной тенденцией.
На этапе становления и развития в наших странах института права частной собственности и вхождения двух суверенных государств в мировое экономическое сообщество особо значимыми становятся положения разделов, посвященных наследственному праву и международному частному праву. Работа по сближению законодательства двух стран в области интеллектуальной собственности проводится во многом с учетом основных международных договоров. Беларусь является участницей Конвенции, учреждающей ВОИС, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и ряда других международных договоров в области интеллектуальной собственности. Кроме того, в Гражданском кодексе Беларуси и специальных законах (“Об авторском праве и смежных правах”, “О товарных знаках и знаках обслуживания”, “О патентах на сорта растений” и др.) в полной мере нашли свое отражение нормы Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Россия, так же как и Беларусь, является участницей Бернской конвенции и других договоров. Федеральный закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” и Закон Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” находятся на достаточно высоком уровне гармонизации.
В настоящее время в целях сближения законодательства наших двух государств в данной области осуществляется подготовка проектов законов Республики Беларусь “О коммерческой тайне” и “О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь” (по вопросам нераскрытой информации) и других.
Сегодня как в России, так и в Беларуси в качестве обязательного элемента стратегии развития не только отдельных компаний, но и целых отраслей рассматриваются инвестиции и инновации. На данном этапе развития инновационной деятельности в наших странах расширяется поле использования института инноваций с активным его проникновением в сферу хозяйствования не только в отраслях с крупным наукоемким производством, но и в среднем, а также в малом предпринимательстве. Анализ действующего законодательства свидетельствует об уже сложившейся в рамках Союзного государства правовой базе, которая коррелирует с гражданскими кодексами и системой других актов.
Минфинами Беларуси и России создана совместная белорусско-российская рабочая группа по вопросам унификации страхового законодательства, которая провела сравнительный анализ законодательства и установила, что принципиальных отличий в законодательстве двух стран нет. Также проведен анализ нормативной правовой базы социально-трудовой сферы двух стран. Разработано более 30 проектов нормативных правовых документов в рамках реализации Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России.
Принятие в 2006 году Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения позволило урегулировать вопросы государственного социального страхования. А это вопросы пенсионного обеспечения, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих в Беларуси и России и являющихся их гражданами, возможность обеспечения непрерывного процесса выплаты назначенных пенсий в случае миграции пенсионеров в пределах Союзного государства.
Важным моментом в деятельности по сближению законодательства в области здравоохранения является наделение равными правами граждан Беларуси и России в получении медицинской помощи. При этом при подготовке проектов НПА Республики Беларусь, например Закона Республики Беларусь “О лекарственных средствах” и других, используется опыт России в правовом регулировании правоотношений в области здравоохранения.
В общем, можно сделать вывод, что нормы Гражданских кодексов Республики Беларусь и Российской Федерации основаны на общих принципах построения системы гражданского законодательства, единых началах гражданско-правовой доктрины и в достаточной степени гармонизированы.
Вместе с тем дальнейшая унификация и гармонизация законодательства в рамках Союзного государства должны носить характер скоординированного, научно обоснованного и взаимообогащающего развития. Для этого необходимо обмениваться планами законопроектных работ между Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации, направлять национальные законопроекты, затрагивающие вопросы строительства Союзного государства и интересы его граждан, в Парламентское Собрание. Тогда Парламентское Собрание могло бы стать форумом по обсуждению законопроектов, затрагивающих союзную тематику.