Шаги к таможенному союзу

На прошедшем в Минске заседании союзного Совмина было заявлено, что сейчас одной из важнейших задач является создание полноценного единого белорусско-российского таможенного пространства. Белорусский глава правительства Сергей Сидорский и его российский коллега Михаил Фрадков заявили, что ни у одной из сторон нет принципиальных отличий в определении дальнейшего курса совместного движения.

“У России присутствует твердый настрой на принятие последовательных шагов, которые позволят вывести сотрудничество между нашими странами на качественно новый уровень”, — сказал Михаил Фрадков. По его словам, достигнутые с начала текущего года договоренности имеют именно такую направленность. Их реализация станет дополнительным импульсом процессов создания единого экономического пространства и союзного строительства в целом.
Сергей Сидорский в подтверждение реальности стратегических установок напомнил о рекордно высоком белорусско-российском товарообороте минувшего года — почти 20 миллиардов долларов. Динамика роста сохраняется и в нынешнем году.
Впрочем, несмотря на оптимистичный настрой двух премьеров, в их высказываниях порой слышались отголоски зимы-2007. О переходе на новые рыночные отношения в сотрудничестве двух стран Михаил Фрадков говорил с настойчивостью школьного учителя, сомневающегося, что он понят правильно. Сергей Сидорский же был предупредительно лаконичен: “Нелегко в одночасье в два раза увеличить проплату за газ и изъять 70 процентов из общих экспортных поставок нефтепродуктов и передать российскому бюджету. Но мы занимаемся тем, чтобы экономика страны чувствовала себя уверенно”.
Вопросы же главам правительств, заданные на брифинге, были, похоже, выстроены по принципу: какие мысли хотели премьеры донести друг другу, но считали некорректным их озвучивать напрямую. У Михаила Фрадкова российский журналист поинтересовался перспективами участия Москвы в строительстве белорусской атомной станции. Михаил Фрадков мягко напомнил, что у России есть большие возможности для участия в возведении АЭС. “Мы строим и себе, и по всему миру”.
Сергей Сидорский же в свою очередь смог озвучить беспокойство белорусской стороны относительно поставок нефти на белорусские НПЗ: “Российские компании ведут себя не в соответствии с договоренностями, которые были приняты в начале года. Мы согласовали формулу цены поставок нефти, но на март—апрель возникли опять сложности. Сегодня ряд российских компаний, в частности “Лукойл”, сделали заявление о том, что “мы не будем поставлять, потому что не выгодно”. Нас попросили увеличить премии — мы увеличили. Не прошло и трех месяцев — нам снова навязывают новые условия. Но так до бесконечности продолжаться не может”. Сидорский также добавил, что российские нефтяные компании “получают у нас большую доходность, чем при поставках нефти в Европу”. Михаил Фрадков постарался изящно уйти от прямого ответа: “Наверное, есть некие отличия в наших подходах с точки зрения взаимодействия бизнеса, но мы не погружаемся в отношения тех или иных компаний по конкретным коммерческим вопросам. По крайней мере до нас эта озабоченность от экономических операторов не доходила”.
Белорусский премьер в продолжение темы заявил, что правила прихода инвесторов в страну определены. Правительством республики в предыдущие годы было приняло решение о приватизации крупнейших нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, которые на сегодняшний день являются акционерными обществами со стопроцентным госкапиталом. “Все тендеры в Беларуси проходят открыто, мы приглашаем российских инвесторов работать на белорусском рынке”.
Отношения Беларуси и России в последнее время характеризуются все большей долей прагматизма и сугубо экономического расчета. Именно эта политика диктует необходимость сближения позиций и выстраивания равных условий для предприятий и граждан двух стран. Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин в кулуарах межправительственного заседания отметил, что у двух сторон нет иного выхода, как за столом переговоров обсуждать назревшие, а порой и перезревшие вопросы. Интеграционный процесс, по словам Бородина, сегодня достиг той точки, когда откат уже невозможен. “Экономики это не позволят”.
Главный же итог минской встречи глав правительств — подписание соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Беларусью и Россией. Документ, вокруг которого было сломано столько копий, получился конкретным и взвешенным. В нем четко прочерчена не пунктирная, а магистральная линия к таможенному союзу. “Это ближайшая перспектива. Юридически закреплены конкретные сроки по поставкам белорусских товаров на российский рынок, закреплены единые подходы в этом процессе”, — сказал Сергей Сидорский. Михаил Фрадков в свою очередь подчеркнул, что соглашение будет способствовать свободному доступу товаров на рынки двух стран. Достигнутая договоренность закрепляет весь пакет ключевых товарных позиций в торговле, в том числе — нефть, газ.
На заседании союзного Совмина рассмотрено 25 вопросов. “Мы сделали это согласованно. Принципиальных расхождений у сторон не было, — сказал глава российского правительства. — Все идет нормально. Не нужно искать сенсаций там, где их нет. И мы не будет давать для этого повода”.
Найден компромиссный вариант по поставкам белорусского сахара в Россию. А с 1 апреля вступает в силу соглашение о социальном обеспечении граждан Беларуси и России. “В Союзном государстве удалось сохранить прозрачные границы, многое сделано для обеспечения равных прав граждан, и это надежный фундамент для будущей работы”, — убежден Сергей Сидорский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter