Как сложились судьбы каратистов после страшной аварии

Шаги к спасению

Эта трагедия, случившаяся вблизи деревни Белица Лидского района, потрясла многих. Четверо ребят возвращались с международных соревнований по карате в Польше, везли золотую медаль. За рулем машины был тренер, ехали в сторону Дятлово. Когда до дома оставались считанные километры, случилась страшная авария. Только один из парней чудом в ней не пострадал, его друг, взявший золото на турнире, погиб. Жизнь остальных ребят и тренера из-за травм могла оборваться в любую минуту.

Команда настоящих бойцов.

В  то ноябрьское утро 2016 года старший лейтенант МЧС Дмитрий Березняцкий рано утром ехал на своей машине на работу в Лиду. На перекрестке возле деревни Белица перед глазами предстала жуткая картина: на проезжей части лежал перевернутый автомобиль ГАЗ, а в кювете — искореженный Ford Galaxy, который, выезжая со второстепенной дороги на трассу Лида — Слоним, не остановился перед грузовиком. Спасатель бросился на помощь пострадавшим:

— Ситуация, конечно, жуткая. Лишь один подросток не пострадал, остальные были сильно травмированы, из искореженного авто их пришлось доставать очень осторожно. У одного из парней, как позже выяснилось, 16-летнего Максима Пешко, пульс не прощупывался. Я начал делать непрямой массаж сердца, в мыслях было одно: “Пожалуйста, живи!” Не помню, сколько на это ушло времени, но сердце парня застучало. Вскоре прибыли отделение спасателей и “скорая”. Используя специнструмент, мы освободили водителя, зажатого в кузове.

Об этом поступке молодого офицера многие сослуживцы узнали лишь спустя время, когда в Лидский РОЧС, где Березняцкий служит, приехали родители спасенного мальчишки. Им рассказали врачи, что на том перекрестке по воле провидения оказался спасатель, заставивший сердце их сына биться. У Максима были сломаны бедро и нос, а осколки стекла ранили лицо, руки и ноги. Он смог заговорить в больнице в тот же день, хотя об аварии ничего не помнил.

Спустя два с лишним года после той трагедии набираю номер мобильного телефона Максима. Оказалось, что парень живет в Минске, он первокурсник Международного университета “МИТСО”. Максим не скрывал, что в памяти такой удар остается на всю жизнь:

— У меня со здоровьем все в порядке, хотя карате профессионально не занимаюсь. Мне повезло, а Ильи Гранковского уже нет… Дима Пузач и тренер Максим Валерьевич до сих пор борются за жизнь.

Семья помогает парню вернуться к жизни.


К  Диме Пузачу в Дятлово ехала со смешанными чувствами: в надежде, что прикованный к постели после тяжелейших травм парень возвращается к жизни, и в тревоге, что их последствия могут быть необратимыми.

После аварии трагедия этого 16-летнего мальчишки тронула за живое сердца многих людей. Врачи давали мало шансов на то, что он выживет, ведь в течение трех суток росла гематома головного мозга, развивался отек. Дима побывал в трех комах… и очнулся, хотя так и не смог встать на ноги и заговорить. Родители, вырастившие сына-бойца, и старший брат не собирались сдаваться. После Лидской ЦРБ, куда почти безнадежного парня доставили с места аварии, по настоянию семьи его перевели в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Жизнь Диме врачи спасли, но все понимали, что без хорошей реабилитации не обойтись. Был объявлен сбор средств. Откликнулись люди со всей Беларуси и даже из-за ее пределов. Благодаря собранным деньгам после Республиканской больницы медицинской реабилитации в Аксаковщине поверивший в победу над своим недугом Дима отправился в сопровождении родителей в Москву в институт неотложной детской хирургии и травматологии имени Рошаля.

Встал ли на ноги Дима? С этим вопросом открываю калитку его родительского дома. Едва переступила порог, как поняла, что напрасно боялась здесь увидеть гнетущую атмосферу, которая часто сопровождает тяжелобольного человека, — Пузачи не из таких. Вся семья, которую горе лишь скрепило, была в сборе. Глаза отца наполнились слезами, когда он начал вспоминать, через что прошли:

— Голова, руки, ноги выкручены — таким мы увидели после аварии сына. Не знали, выживет ли он: врачи успокаивали, но не спешили обнадеживать. Верили в чудо, надежда появилась, когда у сына стали дрожать веки.

— Бог не может благословить твои шаги, если ты не идешь, — теперь мы это точно знаем. Не могу словами передать, насколько мы признательны добрым людям и сделавшим все возможное врачам. Был даже использован такой прогрессивный метод подавления спастики, как имплантация баклофеновой помпы. Стоимость операции около 15 тысяч евро, ее сделали за государственный счет, — подключается к разговору мама Светлана Петровна.

На этом тренажере Дима заново учится ходить
Одними из первых откликнулись на трагедию спортсмены из клуба “Барс”. Их инициативу по сбору средств на реабилитацию подхватили друзья из Польши, России, Германии, Франции. Поддержало спортивное братство в горе и семью Гранковских, потерявших сына. Проститься с Ильей из Москвы приезжал руководитель спортивного клуба “Сэйкен” Карен Гядукян, глубоко воспринявший трагедию белорусского мальчишки-спортсмена, который накануне одержал свою золотую победу.

Среди тренажеров, благодаря которым Димка заново учится ходить, первым появился самодельный. В него вложил всю свою душу и мастерство крестный отец Сергей. Сейчас это приспособление в доме как напоминание о первых шагах.

— Сын уже делает на коленях за минуту шесть шагов. Врачи говорят, что с такими успехами и на ноги встанет. Мы верим. Сейчас Димка учится говорить, занимается у логопеда, — говорит Светлана.

В комнате Димы в сторонке лежит алфавит, еще недавно парень общался с окружающими, водя пальцем по буквам.

В комнате Димы вся полка уставлена кубками, а стенка увешена дипломами его побед по карате: от золота на чемпионате Украины до бронзы на чемпионате Европы. А рядом забавная стенгазета с фотографиями одноклассников и пожеланиями — подарили на совершеннолетие. Дима, пока с помощью родителей, может сесть в компьютерное кресло. Общение за монитором с друзьями как бонус после каждодневных изнурительных тренировок, благодаря которым шаг за шагом он возвращается к жизни.

Борется за жизнь и 32-летний тренер Максим Максимов, которого в то злосчастное утро спасатели смогли вытащить из искореженного автомобиля лишь с помощью специнструментов. С его диагнозом родным тоже остается только верить в чудо.

— Динамика есть, сын уже улыбается и может с моей помощью сесть. Пока функции мозга до конца не восстановились. Но мы верим… — говорит отец Максима Валерий Викторович. Он оставил работу и оформил опекунство над тяжелобольным сыном, у которого есть маленькие сын и дочь. Сейчас сопровождает его на реабилитации в Республиканском клиническом госпитале инвалидов Великой Отечественной войны имени П.М. Машерова под Минском.

Дима Пузач, Максим Пешко, Артем Урбанович, Илья Гранковский — эти ребята всегда остаются одной командой каратистов, как бы ни сложились их судьбы после той страшной аварии.

Артем Урбанович, единственный, кто в той аварии чудом не пострадал, продолжил свой путь в профессиональном спорте. В прошлом году он стал обладателем Кубка Европы по карате киокушинкай среди юниоров.

В телефонном разговоре Артем заметил, что у него в борьбе особый мотив:

— Все свои победы я посвящаю Илье и ребятам.

semenova@sb.by

Фото автора и из семейного архива

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter