Чем Весновский дом-интернат заслужил премию «За духовное возрождение»

Шаги к себе

Первые дни нового года принесли в Весновский дом–интернат для детей–инвалидов с особенностями психофизического развития, что в Глусском районе, отличные новости — коллектив учреждения удостоен премии «За духовное возрождение».

Директор учреждения Вячеслав Климович и юрист Ольга Громыко

Столь высокую оценку получила огромная работа, которую делает коллектив дома–интерната. Наиболее продуктивными получились последние 10 лет, рассказывает директор Вячеслав Климович:

— Мы реализуем два важных проекта: по приобретению жизненных навыков для несовершеннолетних и по сопровождаемому проживанию взрослых воспитанников, которые живут в двух домах на территории учреждения в более свободной обстановке. Сами готовят, следят за бытом. Контроль персонала присутствует, но он минимален — на крайний случай. Доверие к воспитанникам с нашей стороны приносит результат. Сейчас четверо наших подопечных претендуют на восстановление дееспособности, ждем решения суда.

Помогает социальной адаптации и активное привлечение к труду в производственных мастерских и в кружках. Тут уж у кого какие предпочтения. Своими руками воспитанники делают открытки, салфетки, копилки, фоторамки, карандашницы, картины, ёлочные игрушки. Все это в разных техниках и из разного материала. Заместитель директора по учебно–воспитательной работе Татьяна Карпович рассказывает, что на обучение у ребят уходит от месяца до нескольких лет. Результат тоже разный. Одни осваивают несколько ремесел, другие — только одну операцию.

Ольга Муха и Ольга Иващенко.

Анна Пестова любит вязать крючком. Сейчас готовит новогодний сувенир. В соседнем кабинете Ольга Муха ножницами измельчает обрезки фоамирана, а потом этой крошкой посыпает нанесенный на основу клей. Скоро полотно превратится в зимний пейзаж. Николай Завадский раскатывает глину, из нее по форме вырезает и склеивает заготовки под будущую копилку. Дмитрий Федорович, Валерий Малиновский и Назар Лысов коллективно колдуют над декоративными тарелками. У каждого своя миссия: размять глину и на гончарном круге сделать тарелку, наштамповать украшение и нанести финишный слой краски.

Дмитрий Федорович.

Изделия получаются качественными и красивыми. И они не идут «в стол», а отправляются на ярмарки, выставки, служат подарками. В райцентре, к слову, работает торговая лавка, где все эти изделия выставлены на продажу. И на них есть спрос. Быстрее всего разлетаются товары с актуальной праздничной тематикой или религиозной. Воспитатель Ольга Иващенко говорит, что в лидерах — изображения Богоявленской церкви в Глуске. Воспитанники, осознав востребованность своего труда, занимаются с еще большим энтузиазмом.

Александр Петров.

Также дети не пропускают ни одно республиканское культурно–массовое или спортивное мероприятие для людей с особенностями психофизического развития. И они не просто участвуют, а привозят медали и кубки. За спортивную активность в доме–интернате отвечает воспитатель Александр Петров. Он с гордостью показывает награды воспитанников:

— Ребята очень любят бильярд, армрестлинг, плавание, дартс, новус, настольный теннис, волейбол, баскетбол. Могу этот список перечислять бесконечно. Вместе мы отправляемся в походы, на велопрогулки, на рыбалку. Да, это особенные дети, более эмоциональные и обидчивые. К ним нужно знать подход, но это уже — тонкости профессии.
В Весновском доме–интернате занимаются 167 воспитанников. Более 70 из них — несовершеннолетние. Это дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты и дети из семей. В доме–интернате находятся люди с тяжелыми диагнозами. Здесь идет их социальная адаптация с полным комплексом услуг: образовательный и воспитательный процессы, медицинское обслуживание.
— Каждый человек обладает талантами, — уверен директор учреждения Вячеслав Климович. — Моя заслуга лишь в том, что я дал возможность коллективу дома–интерната и воспитанникам проявить себя. Подтолкнул к мысли, что нельзя замыкаться в себе, нужно общаться и нести в мир разумное, доброе, вечное... Будем продолжать!

Подход — индивидуальный


Чуть более года назад в доме–интернате началась реализация проекта приобретения жизненных навыков, инициированного ирландской благотворительной организацией «Проект детям Чернобыля». Главная цель — научить детей жить самостоятельно. Семь воспитанников с потенциалом к независимому проживанию в теории и на практике обучаются самообслуживанию: им прививают санитарно–гигиенические навыки, учат готовить, заниматься уборкой, делать покупки, ходить в аптеку.

Участник проекта приобретения жизненных навыков

Для каждого ребенка определен индивидуальный образовательный маршрут согласно его возрасту и диагнозу. Один только учится правильно чистить зубы, другой уже легко может приготовить обед или погладить одежду. Результаты работы впечатляют, рассказывает воспитатель Людмила Альхимович:

— За этот год дети стали намного аккуратнее. Следят за своим внешним видом, хорошо ведут себя за столом. Они без проблем пользуются бытовыми приборами, например, стиральной машиной, утюгом или плитой. С удовольствием готовят. Вместе мы делаем пиццу, печем пироги, чистим картошку, разделываем рыбу. После еды моем и вытираем посуду. В комнатах у ребят абсолютный порядок, каждая вещь на своем месте. Иногда гости думают, что мы специально прибираемся к их приезду, но это не так. Один из мальчиков раньше очень плохо говорил, а сейчас уверенно, без ошибок считает до десяти. С его диагнозом — это успех.

Свое дело


Михаил Рунцевич — один из самых ярких примеров успешной социальной адаптации в доме–интернате. Он открыл в Глуске собственную мастерскую по ремонту обуви. Делать заплатки, вшивать молнию, менять набойки еще в подростковом возрасте его научил один из воспитателей. Работа сложная, и ее много, особенно весной и осенью. Но, признается сам Михаил, ему нравится его профессия.



КСТАТИ

В этом году на территории Весновского дома–интерната сделают часовню. Уже оформляют необходимые документы, пилят лес для сруба. А весной, как только позволит погода, заложат фундамент и начнут строительство.

solovieva@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter