Шаги из Беларуси

О возможных путях решения проблемы магазинов шаговой доступности в российской столице рассказывает депутат Московской городской Думы Евгений Герасимов.– В начале года я обратился в несколько общественных организаций Западного округа Москвы – ветеранские, инвалидные, в клубы по интересам – с просьбой назвать три главные проблемы. При всем разнообразии ответов одна прозвучала особенно настойчиво: хронически не хватает продуктовых магазинов с доступными ценами. Конечно, проблема эта не нова. Она свойственна многим районам столицы старой (по 1950-е годы включительно) застройки. Более того, можно сказать, что отсутствие недорогих продуктовых магазинов – это вообще общегородская проблема.

В начале 1990-х, несмотря на все городские запреты по изменению профиля работы предприятий торговли, многие фирмы, пользуясь варварскими условиями приватизации тех лет, перепрофилировали небольшие продуктовые магазины (или снесли, если это были отдельно стоящие павильоны). Неслучайно, как только ситуация нормализовалась, во все органы власти в массовом порядке пошли письма от жителей о том, что они лишены возможности покупать необходимые продукты непосредственно рядом с домом.
В некоторых случаях попытались вернуть прежние, перепрофилированные торговые площади, но оказалось, что это непросто, многие их них уже стали собственностью владельцев. К тому же продуктовый магазин можно разместить далеко не везде. Например, если в помещении несколько лет работал косметический салон или шла торговля стройматериалами, включая краски, лаки, клеи, то, по санитарным нормам, из-за остаточной токсичности продукты в нем размещать не рекомендуется.
Стали искать другие пути. Например, объединять небольшие магазины в крупные конкурентоспособные сети с большим оборотом. Однако чем ближе к центру Москвы, тем дороже аренда помещений. Поэтому небольшие сетевые магазины поневоле «жмутся» к спальным районам, где и аренда дешевле, и покупателей больше.
Временно в отдельных районах начали решать проблему с помощью передвижных палаток «тонар», привозить самое необходимое прямо во дворы. Но, как это часто бывает, и «тонары» оказались «палкой о двух концах». Одним жителям нововведение понравилось, другие же начали писать жалобы по поводу того, что из «тонаров» торгуют не только хлебом, молочными и колбасными изделиями, но и спиртным (по вечерам), что создает во дворах нездоровую атмосферу, вокруг них скапливается грязь и т. д. Как депутат я разбирал поступающие жалобы. Проводились проверки, часть фактов подтвердилась. К «тонарам» стали относиться жестче, еще чаще их проверять, что не понравилось владельцам. Таким образом, развитие этой системы стало заходить в тупик.
Еще одним перспективным направлением торговли недорогими продуктами обещали стать регулярные ярмарки-рынки на открытых площадях. Несколько лет назад они действительно пользовались большим успехом у москвичей. Но время идет, и постепенно торговые организации Московского и соседних регионов заняли следующую позицию: мы приближаем товар к потребителю, предоставляем свежие, качественные продукты большого ассортимента, поэтому нет ничего зазорного в том, что цены растут и в некоторых случаях стали выше, чем в обычных магазинах. Зато, считают продавцы, жители экономят время, а пожилые люди – силы и здоровье. Эта политика оправдывала себя до кризиса, когда население располагало средствами. С приходом в Москву кризиса популярность постоянных ярмарок и рынков значительно упала. Вновь встал вопрос: где наименее защищенным слоям населения купить продукты недалеко от дома и по доступным ценам? Представители торговых организаций Московского региона разводят руками: цены выросли на все, поэтому какого-то существенного их снижения не предвидится.
Что делать? Ответ достаточно очевиден. Надо искать для округа партнеров там, где цены на сырье, рабочую силу, техническое обслуживание в среднем ниже, чем в Московском и прилегающих к нему регионах. Сделанный нами анализ показал, что наиболее перспективным партнером  представляется Беларусь. Я убедился в этом, когда участвовал в открытии новогодней ярмарки в центре Москвы. Некоторые товары привлекли мое внимание качеством и относительно невысокими ценами. Прежде всего это был красивый современный трикотаж из Беларуси. Мы разговорились с хозяйкой павильона – Лидией Филипповной Касачик, представлявшей предприятия Солигорска, обменялись контактами.
Когда вновь возник вопрос о необходимости организации в округе торговли продуктами по доступным ценам, я связался с ней, попросил проработать вопрос об устройстве ярмарок белорусских товаров (прежде всего продовольственных) на базе кинотеатра «Минск», который находится в ЗАО на Можайском шоссе. Наши новые партнеры с энтузиазмом взялись за дело. Префектура также активно поддержала инициативу.
На первую ярмарку, которая прошла в апреле, приехали предприятия из 10 городов и районов Беларуси. Результаты превзошли все ожидания. Хлебобулочные изделия разошлись в первые часы. К концу первого дня закончились птица (особенным спросом пользовались огромные индейки прямо с птицефабрики), различные соленья, консервы и другие продукты. К середине второго дня раскупили весь текстиль…
Вторая ярмарка прошла в середине мая. И ассортимент, и количество товаров на ней увеличились в разы. Уверен, это сотрудничество между Западным административным округом и предприятиями Беларуси будет развиваться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter