В «Третьяковке» открылась выставка панно Марка Шагала

Шагаловская коробочка

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка панно Марка Шагала в рамках широкомасштабной экспозиции «Русский авангард».

Шагал создал 8 композиций в конце 1920 года — для первого спектакля Еврейского камерного театра по миниатюрам Шолом-Алейхема. Фото Татьяны ХОРОШИЛОВОЙ.
В собрании Третьяковской галереи имеется большая коллекция графики Марка Шагала, в том числе иллюстрации к «Мертвым душам», которые мастер лично подарил галерее. А вот живописных работ всего 12. Зато какие! Одна из них — «Над городом» — «полет» художника с женой Беллой над родным Витебском.

Семь панно Шагала уже побывали в 45 городах мира, а вот в России, причем в постоянной экспозиции, они выставлены впервые.

Эта серия была создана Шагалом в 20–е годы, когда он покинул Витебск и созданное им училище после разногласий с Казимиром Малевичем, переехал в Москву и тут же получил крупный заказ.

В витебском училище теперь во время «Славянского базара» располагается штаб, а знаменитый шагаловский василек стал его эмблемой.

В 1918–1920 годах Марк Шагал был главным художником всенародных постановок в Витебске. Под его руководством создавались монументальные панно на холстах, они украшали фасады зданий, стояли на крышах домов во время митингов и демонстраций.

В конце 1920 года, уже в Москве, Эфрос пригласил Шагала для создания декораций к первому спектаклю Еврейского камерного театра по миниатюрам Шолом–Алейхема. При осмотре помещения Шагал внезапно объявил, что распишет также и стены. В ноябре–декабре этого же года художник создал 8 композиций для маленького зала на 90 мест.

Сам зал был переоборудован из парадных гостиных дома купца 1–й гильдии Гуревича по Большому Чернышевскому переулку. Зал из–за обилия росписи получил название «шагаловская коробочка». Семь стенных панно были написаны на холстах за два месяца. На панно присутствует и вся семья Шагала: он и жена Белла с крохотной дочерью Идой представлены портретно, а многочисленная родня материализовалась в форме надписей.

Имена отца с матерью, бабушки, дедушки, дядюшек, сестер, брата выписаны мельчайшими буковками вокруг геометрических узоров на клоунских штанах флейтиста.

Панно провисели до 1925 года, затем их перенесли в фойе здания по Малой Бронной улице, где театр играл спектакли с 1922 года.

В 1937 году панно были свернуты и спрятаны. По легенде, спас их Александр Тышлер, доставивший шедевры в августе 1952 года в Третьяковскую галерею.

Композиции были показаны лишь в июне 1973 года, их развернули перед Шагалом, в первый и последний раз посетившим СССР.

Татьяна Жигайлова

sh@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter