Витебский музей вошел в число номинантов престижной премии

Шагал с ними

Международное издание по мировому искусству The Art Newspaper Russia, выходящее на пяти языках, подвело итоги 2018 года и сформировало список самых значимых событий в области искусства в пяти номинациях — «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».

Витебск. Художественное училище.
Павел Чуйко


В номинации «Выставка года» были представлены, в частности, такие экспозиции: «Василий Верещагин» (Третьяковская галерея), «В будущее возьмут не всех» Ильи и Эмилии Кабаковых (Эрмитаж и Третьяковская галерея), «Пикассо & Хохлова» (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «Русский путь. От Дионисия до Малевича» (участвуют полотна из Национального художественного музея Республики Беларусь). Выставка была открыта в ноябре 2018 года в Ватикане и стала ответом на масштабный проект из музеев Ватикана, который был реализован осенью 2016 года в Третьяковской галерее.

— Это очень интересный проект. Многие картины здесь впервые. Каждая картина, каждая икона, безусловно, шедевр мировой культуры, — подчеркнула гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, удостоенная в конце прошлого года ордена Франциска Скорины за значительный личный вклад в укрепление и развитие культурных связей между Беларусью и Россией.

В номинации «Музей года» за победу боролись Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный музей современного искусства Костаки в Салониках, Дом–музей Велимира Хлебникова в Астрахани, музеи Московского Кремля. Среди соискателей был и Музей истории Витебского народного художественного училища. В итоге он и вошел в тройку победителей наряду с музеем в Салониках и музеями Кремля.

Долгие годы музей в Витебске находился на реконструкции — он распахнул свои двери только в прошлом году. Купеческий особняк, национализированный советской властью, в 1918 году был превращен Марком Шагалом в первое художественное учебное заведение на территории современной Беларуси. Именно здесь были заложены основы авангарда.

Главный артефакт витебского музея — сам дом. Здание чудом уцелело в войну и пережило несколько перепланировок. При реконструкции был сохранен фрагмент старого паркета, того самого, по которому прошлись «стоптанными революционными ботинками гении живописи ХХ века»...

Марк Шагал, занимавший пост уполномоченного коллегии по делам искусств Витебской губернии, взял здание под училище искусств для детей городской бедноты. Ученики могли менять мастерские и преподавателей, среди которых были учитель самого Шагала, известный белорусский художник Юдель Пэн, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Роберт Фальк, Вера Ермолаева, Иван Пуни...

Здесь можно прикоснуться к сенсорным панелям и совершить виртуальные экскурсии по городу начала ХХ века, побывать на литературном вечере, «познакомиться» с известными жителями тогдашнего Витебска.

Татьяна ХОРОШИЛОВА.

sh@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter