В Москве открылась выставка «Витебский художник»

Шагал и другие

В Москве в Деловом и культурном комплексе посольства Беларуси в России открылась выставка Витебского областного краеведческого музея «Витебский художник». Приветствие участникам прислал Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Он назвал вернисаж уникальным явлением в культурной жизни Беларуси и России, способствующим консолидации наших братских славянских народов.

Выставку, в которую вошло 30 работ, представила директор Витебского областного краеведческого музея Татьяна Старинская.

— Благодаря этой выставке, — считает директор Витебского областного краеведческого музея Татьяна Старинская, — белорусы и россияне смогут окунуться в ауру Витебска, родины великого Шагала, места проведения замечательного музыкального фестиваля искусств «Славянский базар».

Организатор выставки — Витебский краеведческий музей — находится в ратуше XVIII века, одном из символов города. Сама выставка — это проект местного художественного музея, который является филиалом краеведческого. Его филиалом также является музей-усадьба «Здравнёво», где на протяжении 1892 — 1902 годов Илья Репин проводил летние сезоны и где теперь в доме-музее представлены репродукции его картин, подаренные Постоянным Комитетом Союзного государства.

В экспозиции 30 произведений, которые демонстрируют стилевое разнообразие местной художественной школы. Среди участников проекта — живописец Владимир Вольнов, Александр Гвоздиков, Николай Дудин, аквалеристка Светлана Врублевская и график Борис Лалыко... Все они — члены Белорусского союза художников и Белорусского союза дизайнеров, выпускники и преподаватели художественно-графического факультета Витебского государственного университета имени Петра Машерова и кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета.

— Можно смело говорить о том, что Витебская художественная школа — один из фундаментальных камней в искусстве ХХ века, — рассказал на вернисаже заведующий Художественным музеем Александр Богатенок.

Витебская художественная школа — это фундаментальный «камень» в искусстве XX века.

Марк Шагал в книге «Моя жизнь» писал о своем первом учителе рисования: «В первый раз я узнал о существовании Пэна, когда ехал как-то на трамвае вниз к Соборной площади и мне бросилась в глаза белая на синем фоне надпись: «Школа живописи Пэна». «Ого! — подумал я. — Какой культурный город наш Витебск!»

Учениками Юделя Пэна были Осип Цадкин, Марк Шагал, Заир Азгур, всего около ста учеников. Среди них — Лисицкий, Мещанинов, Хентова, Чашник, Минин, Боровский.

Школа просуществовала до 1918 года, затем это было Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом. Юделя Пэна пригласили туда преподавать в подготовительных классах. Эту школу называют предтечей культурного взрыва в Витебске после революции.

Еще одним учеником Пэна мог стать патриарх белорусского искусства, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства Леонид Щемелев. В 1936‑м 13‑летний Леня пришел со своими рисунками к Мастеру. 82‑летний Пэн провел гостя по квартире-мастерской, похвалил рисунки и посоветовал много работать.

Вскоре после смерти в квартире Пэна в 1939 году открыли музей — два зала с примерно 150 полотнами. В начале войны галерею эвакуировали в саратовский музей. Часть работ Пэна погибла при транспортировке на открытой железнодорожной платформе, состав с которой попадал под немецкую бомбежку. После победы в Беларусь вернулась лишь четверть из хранившихся у Пэна дома 800 картин.

В Витебском народном художественном училище была организована в 1920 —1922 годах группа УНОВИС — Утвердители нового искусства.

Татьяна Хорошилова

mosfaces@gmail.com

Фото Романа Щербенкова
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter