В проекте «Школа активного гражданина» приняли участие Игорь Карпенко, Ирина Дорофеева и Андрей Лобович

Шаг за шагом

Каждый четвертый четверг месяца для наших старшеклассников — день особенный, у них проходят занятия в «Школе активного гражданина». Проект ШАГ, благодаря которому школьники встречаются с общественными и культурными деятелями, политиками и учеными, чтобы обсудить социально важные темы, был запущен с подачи Министерства образования и успешно идет второй год. В преддверии выборов в Парламент тема вчерашних дискуссий очень актуальна: «Я — будущий избиратель». Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» побывали на трех таких уроках.

Брест. На встрече учеников с первым заместителем министра труда и соцзащиты Андреем Лобовичем.

Старые Дороги: совет от министра образования


Активный диалог — так можно назвать формат встречи министра образования Игоря Карпенко с учащимися гимназии № 1. Сначала модератор, завуч по воспитательной работе гимназии Валентина Игнатчик рассказала об избирательной системе в Беларуси и деятельности молодежного парламента. Школьники принялись рассуждать: почему каждому гражданину важно реализовать свое избирательное право, какими качествами должен обладать кандидат в депутаты? Игорь Карпенко изложил идеи парламентаризма и принципы избирательной системы просто и доступно:

— Любая страна заинтересована, чтобы общество было консолидировано, чтобы мы совместно определяли цели и задачи, как будем развиваться и двигаться вперед. Понятно, что надо слышать голос каждого человека. Но нас почти 10 миллионов. Вот для этого и нужны объединения, которые формулируют идеи, мнения, позиции.

 В стародорожской гимназии жизнь идет не скучно.

В пример Игорь Васильевич привел ученическое самоуправление. Кто будет услышан в первую очередь? Тот, кто аккумулирует разные мнения и выскажет потом общую позицию.

Вопросы сыпались один за другим. Как решения депутатов влияют на жизнь страны? Насколько важна тут работа в команде? Каково чувствовать ответственность при отстаивании интересов выборщиков? Министр был готов к открытому искреннему диалогу:

— Ответственность депутата такая же, как и у любого руководителя, учителя в школе, отца семейства. Вся наша жизнь состоит из определенных ролей. И на каждом месте надо быть ответственным, организованным.

Заговорили и на одну из самых горячих тем — запрете пользоваться на уроках мобильными телефонами. Игорь Карпенко объяснил:

— Мы ведь не запретили, а сказали, что учитель — хозяин на уроке. И он определяет: если вам нужен гаджет на занятии в образовательных целях — пожалуйста. А если учитель сказал, что телефоны должны быть убраны, значит, так и нужно сделать. И не искать лазейку, принеся с собой другой телефон. Вопрос ведь в том, насколько мы ответственно вообще относимся к себе и другим.

Разговор плавно перешел от темы выборов к проблеме выбора каждым человеком своей гражданской позиции. Софья Жердева попросила дать им ценный жизненный совет. На что министр ответил известным афоризмом:

— Не сотвори себе кумира. Вы должны понимать, что ваша жизнь в ваших руках. Я считаю, что вы должны стать настоящими гражданами своей страны, создать хорошие семьи. Учитесь анализировать, сопоставлять факты, ориентироваться в большом потоке информации.

Евгений Красовский, ученик 11 «Б» класса, активист ученического самоуправления, признался, что очень много вынес из этой встречи:

— Прежде всего уверенность в том, что ты как гражданин должен помочь своей стране выйти на самый высокий международный уровень. Быть собой, быть личностью — этот совет Игоря Васильевича дорогого стоит.

Минск: встреча в Овальном зале


11 «А» и «Б» классам минской гимназии № 42 повезло вдвойне: они не только встретились с депутатом Палаты представителей Национального собрания, заслуженной артисткой и популярной певицей Ириной Дорофеевой, но и побывали на экскурсии в Доме Правительства.

Учащиеся гимназии в Овальном зале с Ириной Дорофеевой.

Ирина Дорофеева рассказала, что последние 3 года занималась разработкой и внесением поправок в Закон «Об авторском праве и смежных правах». Призналась: очень рада, что к интеллектуальной собственности теперь такое серьезное отношение. И попросила ребят не стесняться рассуждать на любые темы. Ученики тут же засыпали вопросами: «Как проходит ваш рабочий день? В чем заключается работа депутата? Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты?»

— Каждый гражданин нашей страны, тем более из поколения, на которое мы возлагаем наши надежды на будущее, должен пройти определенную школу жизни. Очень приятно, что вам интересно прийти сюда, чтобы получить свое непредвзятое мнение о нашей работе, — сказала Ирина. — Очень скоро вы будете получать свои основные профессии, и вам необходимо представлять, какую пользу сможете приносить обществу и государству. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас видел себя тем человеком, который сам может творить свою судьбу.

— Такие мероприятия позволяют нам, будущим выпускникам, понять, как устроено государство, чем заняты депутаты, — поделилась впечатлениями Дарья Федосенко из 11 «А» класса— Кроме того, я знаю, что к нам, к тем, кто голосует, прислушиваются. Наше мнение важно.

Брест: в шаге от взрослого выбора


Делать жизнь лучше. Право, которое дано с детства. Об этом говорили ученики средней школы № 18 на встрече с первым заместителем министра труда и соцзащиты Андреем Лобовичем и представителями администрации Ленинского района Бреста. По ходу беседы круг вопросов значительно расширился.

— Городской прокат велосипедов — это тема, которую мы разрабатывали в школе. Оказывается, в Бресте такой проект параллельно реализовывала частная инициатива, — Любовь Юреня, ученица 11‑го класса, рассказала об одной из множества креативных идей, которые продвигают юные брестчане. Участвуя в «Академии молодежных инициатив» — городской площадке, где каждый молодой человек может предложить свой проект по улучшению и развитию города, — она уже нацелена на активную взрослую жизнь:

— У нас много ответственных юношей и девушек, которые хотят развивать город, страну. Поэтому в перспективе хочу баллотироваться в молодежный парламент, а там, как знать, может, когда‑нибудь и в Палате представителей услышат мой голос.

Молодежь в современной политике прекрасно ориентирована. А главное, есть понимание ее основ. Одиннадцатиклассница Алина Ярмошук, еще одна участница встречи, видит в депутате многогранную личность:

— Человек, который баллотируется в Парламент, местные Советы депутатов, должен разбираться в большом кругу вопросов, ведь от его голоса зависит тот или иной закон, конкретное решение. В частности, насчет экологии, которая очень волнует молодежь.

Ребята действительно много говорили об окружающей среде на примере родного города: надо увеличить количество разлагающихся пакетов в торговле, установить автоматы по сбору вторсырья — стекла и пластика. В пример ученица Анастасия Гаврилова ставит свою школу:

— По совместной инициативе школьников и учителей у нас уже давно проводится раздельный сбор отходов. Этому посвящают экологические недели.

Встречей остались довольны и взрослые, и дети. 

klimovich@sb.by

osokina@sb.by

mityakov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter