Минск
+4 oC
USD: 2.24
EUR: 2.43

Шаг к укреплению мира

Рош а-Шана — так называется еврейский Новый год. Помимо того что у этого праздника есть еще несколько наименований (День трубных звуков (шофара) и День суда), так еще в древности у евреев было четыре Новых года. И в самом названии Рош а-Шана, которое буквально переводится как «глава года», не говорится о новшестве, скорее — о старте.


В день Рош а-Шана Всевышним выносится приговор, как будет жить еврей в следующем году. А через 10 дней, в День искупления (Йом Киппур), этот приговор скрепляется печатью. Рош а-Шана несет в себе не только суд, но и милосердие, поэтому, по мнению рабби Амнона из Майнца, молитвой, благотворительностью и раскаянием можно повлиять на сам приговор и в случае его суровости смягчить. И еще в десятидневный период между еврейским Новым годом и Днем искупления принято просить прощения у тех, кого человек мог вольно или невольно обидеть, а также принимать извинения. До этого года у меня был вопрос: что если я не успею встретиться с теми, кого обидел, и попросить прощения, а сообщение по мобильному телефону сочту недостаточным? Или у кого-то не будет возможности попросить прощения у меня?

Но в этом году я был приглашен на Всемирный саммит мира, который проходил в Южной Корее, в городе Сувон. В нем принимали участие 45 тысяч человек. Предварительно у меня поинтересовались, что я хотел бы посетить в Корее? Прежде чем ответить, я посоветовался со своим коллегой из Украины, который принимал участие в саммите ранее, и с послом Южной Кореи в Республике Беларусь. В результате отправился с волонтерами саммита в демилитаризированную зону на границе Южной и Северной Кореи — в туристическую точку Имчжингак. Это место, где колючая проволока, бункер и разрушенный мост сочетаются с прекрасным рестораном, парком аттракционов и чудесным видом на приграничную территорию. Именно там после моей молитвы о мире не только между разделенными после войны частями Кореи, но и другими уголками земли я обратил внимание на группу людей. Они приехали на это место, чтобы вспомнить Корейскую войну 1950—1953 годов, унесшую миллионы жизней, а также задуматься о том, как спустя десятилетия после смены поколений попросить прощения и как его принять. И именно там я понял, что нет чужой войны и молитвы, а пути к примирению бесценны. На церемонии закрытия Всемирного саммита мира на стадионе в Сувоне появилась строка о встрече в следующем году в Северной Корее — в Пхеньяне. И я понял, что это не просто так. Видимо, есть готовность к диалогу и взаимному прощению, что, конечно же, очень непросто.

Важно подумать о том, как простить не только того, до кого ты можешь дозвониться, с кем можешь поговорить или увидеться. Ведь в отличие от Рош а-Шана, когда мы просим прощения у тех, кому также есть за что извиниться, в Йом Киппур мы просим прощения у Всевышнего. И так каждый год — не только для того, чтобы понять и простить, но и чтобы не забыть о том, что раскаяние и молитва имеют свое начало в осознанности. И что диалоги о мире лучше любой агрессии. И не дай Бог войны!

Еврейский новый год начнется вечером 29 сентября. В литургии этого дня мы также обращаемся к словам пророка Михи (Михей, глава 7): «Ибо не вечно будет гневаться Всевышний, потому что милосердие угодно Ему». Пусть же и наша готовность к пониманию и прощению, и не только по каким-то поводам, будет нашим служением Всевышнему и шагом к укреплению мира на земле.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...