«Шабашкина» контора

Кто построит дом частнику?

Кто построит дом частнику?


Если в рекламном объявлении «Ищу работу» вы прочитаете, что кто–то хочет устроиться в строительную организацию каменщиком, кровельщиком или плотником, знайте: это вовсе не означает, что его автор готов работать с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00 и получать деньги дважды в месяц — в дни зарплаты и аванса. Нередко это завуалированные тексты, составленные «шабашниками», которые на самом деле готовы работать только на себя, без уплаты налогов. Звонит иногда такому «соискателю» сотрудник отдела кадров строительной фирмы, чтобы предложить рабочее место, а в ответ слышит, что на объем работ стоимостью меньше 7 — 8 тысяч долларов человек не согласен, приступить к труду со следующей недели не сможет и вообще, сегодня у него заказов — выше крыши.


Впрочем, на Могилевщине в последнее время таких объявлений стало меньше. Похоже, контролирующие органы всерьез взялись за «серых» строителей, и теперь многие из них ушли в тень. Откровенно себя не рекламируют, но и узаконить свою деятельность не собираются. Наоборот, стали закрываться некоторые легальные фирмы, руководство которых привыкло, оформив 5 — 6 заказов в год по всем правилам, остальных клиентов обслуживать «диким» способом — без таких «излишеств», как договор и гарантия.


— Невыгодно стало работать, — разоткровенничался со мной бывший директор такой компании Вадим Бычков. — Не привыкли мои ребята ходить с пустыми карманами, дожидаясь неделями аванса или зарплаты. Мы работаем так: сделал дело — деньги получаешь в тот же день. Я нашел себе другое занятие, а большинство моих бывших работников уехало в Россию.


Хотя старым, проверенным заказчикам Вадим и сейчас не отказывает. Берется время от времени и стены возводить, и крышу крыть. Но считает, что за риск надо платить. Поэтому цены у «шабашников» в этом году взлетели. Но вариантов у частных застройщиков нет — платят.


На смену «шабашникам» со стажем стали приходить другие — без опыта и профессиональной подготовки. Ведут себя с заказчиками уверенно и даже нагло.


С подобной бригадой недавно имел дело могилевчанин Семен Титов — строитель по образованию, прораб с большим стажем, а ныне пенсионер.


— Нанял я их делать пристройку на даче, — возмущается Семен Васильевич. — Показал проект, рассказал, что к чему. А они мне: «Зачем вам такая крыша? Мы сделаем по–другому». Я их учу работать по технологии, а они мне в ответ: не нужны нам, мол, ни ГОСТы, ни СНиПы. Деды наши без инструкций строились.


Ценообразование у таких «бизнесменов», утверждает бывший строитель, и вовсе непонятное. Обычно, договариваясь на работу, «шабашники» называют цену так: 15 у.е. за квадратный метр кладки, или 8 долларов за метр штукатурки. Эти же объясняются просто: «За свою работу мы хотим...» И называют цену с потолка. Титов сравнил. Оказалась выше, чем стоимость аналогичной услуги в Москве.


Казалось бы, достойная альтернатива «серым» строителям — официально работающие на этом рынке фирмы и индивидуальные предприниматели. Их объявлений в рекламных газетах хоть пруд пруди!


Ради интереса звоню по одному из таких и представляюсь частным застройщиком. Поначалу со мной разговаривают подчеркнуто вежливо. Однако, узнав, что нужно всего лишь поштукатурить стены в одной комнате, диспетчер недовольно ворчит: «Мы с такими мелочами не связываемся, работаем только с большими объемами».


В другой фирме предложили перезвонить ближе к осени, а лучше — к зиме. В третьей посоветовали поискать частника (того же «серого» строителя. — Прим. Авт.), так как ни одну компанию такая «чепуха» не заинтересует.


Те, у кого сразу есть средства на то, чтобы за один сезон возвести дом «под ключ», с проблемами такими вряд ли сталкиваются. К ним строители идут охотнее. Однако немало наших сограждан возводят дома и дачи за кредиты, взятые на потребительские нужды, и зарплаты всей семьи. За три года, отведенные на строительство, таким способом управиться можно. При условии, что найдутся исполнители. Но уверенности в этом нет. Как быть?


За комментарием я обратилась к директору Могилевского городского предприятия «Управление капитального строительства» Геннадию Денгалеву. Вот что он сказал:


— В подчинении Министерства архитектуры и строительства находится 350 строительных организаций. Еще столько же — у других министерств и ведомств. Всего по стране лицензии на производство строительных работ имеют 4.700 организаций различных форм собственности. Казалось бы, выбор у застройщиков огромный. Но на практике есть проблемы. Несмотря на то что все строители должны участвовать в государственной программе «Жилье», лишь немногие частники под этим подписываются. К сожалению, они по–прежнему берутся только за те работы, которые считают выгодными для себя. Будем обращаться в Минстройархитектуры, ходатайствовать о приостановлении лицензий «отказников». Возможно, после этого положение на рынке строительных услуг изменится к лучшему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter