Перед самым Новым годом на Камерной сцене прошла премьера спектакля «Шабаны»

Шабаны вы мои, Шабаны...

Чем хороша новая недавно открывшаяся Камерная сцена в Купаловском, так это тем, что дает ощущение своеобразного 3D–эффекта. Небольшой зальчик, два ряда стульев, почти интимная акустика. Актеры играют прямо перед вами, на расстоянии вытянутой руки. Можно рассмотреть все эмоции на их лицах, все складочки на галифе. Вот по лбу героя катятся крупные капли театрального пота, а вот вдруг взгляд его становится стеклянным, опустошенным, а в следующий момент оживает. Вы чувствуете себя запертым на время в маленькой черной коробочке. Не только вы рассматриваете актеров, но и они — вас. Такое погружение в атмосферу способствует особому эмоциональному подключению.

Перед самым Новым годом на Камерной сцене прошла премьера спектакля «Шабаны» в постановке режиссера Елены Ганум по одноименному роману современного писателя Альгерда Бахаревича. Получился едкий и вполне увлекательный сатирический трагифарс о нас сегодняшних, о поколенченском конфликте отцов и детей, о времени и месте человека. Почти что современный «Старый Новый год» Михаила Рощина, где когда–то научный работник Петр Полуорлов в исполнении Калягина бунтовал против мещанской морали и инстинкта накопительства. Помнится, успокоение он в бане нашел.

Завязка «Шабанов» сродни началу какого–нибудь психологического триллера: у главной героини исчезает муж, поддержать ее в такую тягостную годину приезжает шумная и многочисленная родня из одноименного минского микрорайона. Родственники воплощены режиссером колоритно и живописно. Налетают как саранча, спасения от них нет. Они все делают чрезвычайно страстно. И семейному застолью отдаются со всей душой, и с ремонтом готовы помочь. Есть дядя, бывший зэк, который слов на ветер не бросает. Задумчивая бабушка, существующая в каком–то своем мечтательном пространстве. Громкий и шумный отец. Они балагурят, поют песни Modern Talking и «Ласкового мая». Деревенские жители по своей сути, которые так и не стали городскими. Сочувствует им режиссер или потешается? Мы имеем дело, по–моему, с типичным феноменом «любовь — ненависть»: исправить героев нельзя, но и отказаться, вычеркнуть их из памяти — тоже, потому что сразу после этого лишишься и какой–то части своего собственного «я».

Добавляет фарсовых комедийных брызг каждый выход Соседки. Она хочет помочь героине чисто по–женски и предлагает вместе вычислить стерву–разлучницу, потому что без женского следа тут не обошлось. Мне довелось видеть в этой роли Юлиану Михневич. Актриса играет убедительно и точно. Встретить такую Соседку вполне можно и на лестничной площадке, и на рынке, и на концерте Елены Ваенги.

Немного отличаются от представленной массы главная героиня София и брат пропавшего мужа Данила. Они застыли в каком–то промежуточном состоянии: между городом и деревней, между Западом и Востоком. Их современность подчеркивают интеллигентная лексика и пластические номера. Свое советское детство они вспоминают с ностальгией: любимые автобусные маршруты, секретики, мороженое... Но лицом эти двое повернуты уже куда–то в сторону Шенгенской зоны. В спектакле возникает тема эмиграции, но звучит она скорее романтично и деловито. Это в советское время в эмиграцию провожали, как на тот свет, сейчас все–таки ситуация изменилась. Ближе к финалу герои приходят к компромиссу и внутренне соглашаются, что Шабаны сегодня можно встретить и в Гамбурге, и в Париже. Это, так сказать, международное явление.

Самого романа «Шабаны» не читал, но и не осуждаю. Есть теперь повод зайти в какую–нибудь уютную «кнiгарню». На спектакле присутствовал сам писатель и, кажется, был вполне доволен увиденным. Зал реагировал очень бодро: рядом со мной оказалась хохотушка, смеялась все время, что бы ей ни показывали. Прекрасно, что современная проза находит театральное воплощение на сцене театра имени Я.Купалы. А выберутся ли когда–нибудь на спектакль сами жители района Шабаны — это уже не забота режиссера.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 1 (24883). Вторник, 5 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter