Сговорились вы, что ли?

В стране срочно готовится новое антимонопольное законодательство

В Беларуси будут способствовать развитию добросовестной конкуренции

Цены в Беларуси растут. Специалисты связывают это с двумя основными причинами. Во-первых, на рост влияют объективные мировые тенденции — увеличение спроса на базовые группы продуктов вследствие появления новых рынков, а также неурожаи, вызванные климатическими изменениями. Однако кривить душой не стоит: половину вины за рост цифр на ценниках можно списать на недостатки действующего законодательства. Государство отпустило цены на свободу, но выяснилось, что в такой стратегии есть ряд недочетов. Саморегулироваться рынок в условиях отсутствия в стране нормально работающего антимонопольного законодательства просто не способен. Поэтому сегодня в срочном порядке готовится проект указа, в котором будут даны четкие определения таким понятиям, как «сговор», «доминирующее положение на рынке» и «недобросовестная конкуренция».

Экономисты непреклонны: механизмы контроля и регулирования в Беларуси необходимо усиливать через антимонопольное законодательство. И этот курс ни в коем случае не противоречит либерализации национальной экономики, более того, даже способствует ее развитию. Ведь, только устранив монополию, можно сказать, что основной принцип Директивы № 4: «Конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо» — действительно будет работать.

О пагубном влиянии монополий на розничный рынок можно говорить долго, но нагляднее всего это демонстрируют ценники на товарах в магазинах. Как недавно в одном из своих выступлений рассказал заместитель министра экономики Андрей Тур, либерализацию ценообразования некоторые предприятия решили использовать в своих корыстных интересах. В итоге торговые надбавки стали расти даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии, и виной тому деятельность монополий.

Разделяет такую точку зрения и его коллега — заместитель министра торговли Александр Забелло: «Рынок показал себя проблематично, особенно недостатком некоторого импорта, а все потому, что в стране есть ряд монополистов. Так, рынок круп на 80 % занят тремя компаниями, это значит, что потребитель полностью зависит от поведения этих предприятий, особенно в кризисный момент». А о том, как могут скакать цены на гречку и на пшено, белорусы знают не понаслышке.

«Без создания антимонопольного органа построение нашей экономики по рыночной схеме будет практически невозможно, — уверен сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Почему? Потому что в нашей стране экономика достаточно высоко монополизирована, и, соответственно, если мы не создадим влиятельный орган, который смог бы устранять элементы недобросовестной конкуренции, мы никогда не построим устойчивую экономику, она всегда будет строиться по каким-то другим принципам». В качестве примера специалист приводит концерн «Белнефтехим», который сегодня целому ряду предприятий, прежде всего входящих в свой состав, отпускает нефтепродукты на 25 % дешевле. «Ну какие равноценные условия хозяйствования могут быть, когда у одних предприятий есть такие привилегии, а у других нет. Эти предприятия получают дополнительное конкурентное преимущество, что, в общем-то, и есть конкретное проявление недобросовестной конкуренции», — подытоживает Виктор Маргелов.

Примеров ценовых сговоров не только в Минэкономики или в Минторге, но и в предпринимательских союзах могут назвать немало. Причем белорусский бизнес традиционно считает, что многие из них относятся к концернам, промышленным гигантам и прочим крупным объединениям. Не чужды монопольным сговорам и оптовики-импортеры. К примеру, белорусов всегда удивляли цены на цитрусовые. Почему-то они всегда были основательно дороже, чем у соседей, да и по всей стране стоили одинаково — почти до рубля. На самом деле при нормальном функционировании конкуренции так быть не должно — в зависимости от региона при нормальной конкуренции цена будет различаться.

Какие нормы попадут в новое антимонопольное законодательство — пока доподлинно неизвестно. Хотя некоторые завесы тайны уже приподняты. На днях Минэкономики выступило с комментарием, согласно которому антимонопольный орган может быть выведен из структуры ведомства и работать самостоятельно, подчиняясь напрямую либо премьер-министру, либо Президенту. То есть решено пойти тем же путем, каким до этого шли многие наши соседи. «Этот орган в большей степени будет заниматься не регулированием, а формированием соответствующего мировой практике антимонопольного законодательства, наработкой принципов и подходов, необходимых не столько для регулирования степени монополии, сколько для создания благоприятной конкурентной бизнес-среды», — отметили в Минэкономики.

Сценарий может быть таким, как в Германии: там обеспечена прозрачность структуры цен, а антимонопольному ведомству предоставлено право при подозрительных их колебаниях сначала возвращать ценники на место, а затем уже проводить расследование. Иначе при наших темпах расследования и исполнения судопроизводства ущерб, наносимый монополистами экономике, может принять угрожающий характер. Не исключено, что белорусские законодатели обратятся и к опыту соседней России, где Закон «О защите конкуренции» работает уже не первый год. «На наш взгляд, самое главное — это то, что должна быть обеспечена прозрачность действий антимонопольного органа. Необходимо прямое объяснение людям, в чем состоят недостатки работы тех или других компаний, чтобы общество поддерживало работу антимонопольного органа. Нам только на таких принципах стоит строить антимонопольное законодательство: достоверности, гласности, открытости. Только тогда можно будет рассчитывать, что экономика будет устойчивой», — говорит председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.

Главным условием результативности антимонопольной политики любого государства является правильное применение этого инструмента. Его использование для целей, непосредственно не связанных с развитием и поддержанием конкуренции, приводит к снижению эффективности антимонопольной политики в тех областях, где она может быть успешной даже в непростых экономических условиях. Как говорят в бизнес-союзах, на самом деле на снижение цен, которые в последнее время только растут, влияют два фактора — реальная конкуренция и платежеспособный спрос. Только когда станут окончательно известны все переменные строгого уравнения: кто и сколько готов заплатить за товар и кто готов предложить этот товар лучшего качества и лучшей цены, — цифры на ценниках начнут отматываться назад.

------------------------------------

Комментарий в тему

Директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Игорь Фомин:

— Республиканским органом антимонопольной политики сейчас, как известно, является наш департамент. На областном уровне действуют соответствующие управления при облисполкомах, их планируется в дальнейшем оттуда вывести и создать единый орган антимонопольной политики. Мы, действительно, сталкиваемся с такой ситуацией, когда невозможно повлиять на некие решения, принятые в регионах. Раньше выписывалось предписание на письменное подтверждение цен. И есть интересные факты, когда решения отменялись, например, в этом году, когда концерн «Белтопгаз» планировал одномоментно увеличить цены на топливные брикеты. К предприятиям, входившим в реестр монополистов, применена такая форма регулирования, как декларирование. Я могу сказать, что управления антимонопольной политики в областях очень взвешенно подходят к формированию цен таких организаций. Мы понимаем, что экономика — это живой механизм. Снизить экономические затраты или не принять их во внимание при формировании цены — это не совсем правильно. Хотелось бы и понимания со стороны предприятий — они ведь не только участники рынка, но и потребители на нем. На мой взгляд, крайне неразумно сегодня что-то схватить, а потом вылететь с рынка. Государство не будет спокойно смотреть на неуправляемые процессы, его функция и состоит в том, чтобы ими разумно управлять. Но долгосрочная стратегия перехода к цивилизованному рынку сохраняется.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter