Гадалки и экстрасенсы ушли в виртуальное пространство, но приемы остались те же

Сглаз долой!

Времена газетных объявлений вроде «сниму сглаз!» канули в Лету. Но дело гадалок и экстрасенсов живет — они и сейчас промышляют и хорошо зарабатывают. Как? Онлайн. Никакого зрительного контакта, а уведомление об исцелении от всех болезней придет вам на электронную почту. За немалые деньги. Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Аделина Сотникова недавно добровольно заплатила инстаграм‑гадалке за оккультные услуги около 2 млн российских рублей. После чего мошенница перестала выходить на связь. Достаточно распространенная сегодня схема.

коллаж максима шнипа.

Вне закона

Что интересно, в нашей стране мастеру «оккультных услуг» можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель без проблем, если в деталях не раскрывать свой вид деятельности, а указать нечто совершенно иное из общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005‑2011 «Виды экономической деятельности», рассказывает юрист Иван Ладыга:

— Однако сможете ли вы осуществлять этот вид деятельности — неизвестно. Во‑первых, реклама услуг гипнотизеров, экстрасенсов, гадалок, спиритов, астрологов, колдунов, прорицателей, иных лиц, объявляющих себя или считающихся способными предсказывать события, в Беларуси запрещена. В таком случае как вы будете клиентов зазывать? Как цыганка с вокзала — не получится, поскольку приставание к гражданам квалифицируется как мелкое хулиганство и милиция вам просто не позволит этим заниматься. Во‑вторых, если вы все же найдете клиентов, но кому‑то не угодите и он пожалуется, то вас опять‑таки могут привлечь за мошенничество по ст. 10.5 КоАП. Иными словами, в любом случае закон на защиту «мага» не встанет.

Тем не менее поисковая система по запросу «гадалки в Минске» находит примерно 325.000 (!) страниц. Есть просто смехотворные предложения: «Все проблемы решаются одним‑единственным заклинанием» или «Предсказательница Раиса имею дар од Бога, переданном от поколения к поколению. Зажигаю свичу на человека и все говорю» (орфография сохранена. — Прим. автора). Звоню по первому попавшемуся номеру с легендой «остро не хватает денег». На сайте указано «Любовь Петровна», но трубку почему‑то снимает ее дочь и сразу же заявляет, что все вопросы можно решить и с ней, потому что она тоже владеет особым даром. Сомнительно. Ищем дальше. Следующий кандидат для решения моей выдуманной проблемы — «опытная гадалка» Варвара Ивановна, которая на своем сайте подчеркивает, что человек платит за результат. Оставляю заявку и жду. В обозначенный час Варвара перезванивает. Предлагает она два варианта — открыть денежный поток и бизнес‑канал. В чем разница? Оказывается, если я хочу, к примеру, открыть фирму, которая будет приносить много денег, то и за услугу заплачу больше, чем за «денежный поток». Однако насколько больше буду зарабатывать после этих таинственных манипуляций — покрыто мраком. Все остальные вопросы мне предложили обсудить при встрече. Ответы остальных кандидатов были аналогичны: все настаивали на личном приеме, даже те, кто указывал, что проводит консультации онлайн. Впрочем, одна ворожея сразу заявила, что каждый, кто предложит мне консультацию онлайн, — шарлатан и жулик. Такая вот внутрикорпоративная этика…

Картинка с натуры

Старый друг лучше новых двух, подумала я и набрала номер одной знакомой ясновидящей Елены, к которой случайно попала на прием несколько лет назад. Тогда мне почти с порога было заявлено, что из института меня отчислят, мой парень уйдет к другой и что вообще‑то во мне сидят демоны. После чего была рекомендована процедура очищения за «символическую» плату — 80 рублей за сеанс, от которой я, конечно, отказалась. «Ты еще ко мне вернешься», — как бы невзначай бросила Елена мне вслед. Что ж, хоть одному предсказанию ясновидящей было суждено сбыться — я приехала на прием ради чистоты эксперимента. 

Естественно, меня не узнали. И разумеется, опять рассказали о своем чудесном даре, перешедшем от бабушки. Эта ясновидящая нисколько не напоминает участниц шоу «Битва экстрасенсов»: обычная пожилая женщина в скромных серых штанах и белом свитерочке. Диагноз ставит так: просит смотреть в глаза и думать о своей проблеме. Поддерживая свою легенду, я начала что‑то говорить о финансовых сложностях, но Елена меня оборвала:

— Это не самая большая твоя проблема, деточка, что ты работу найти не можешь. Беду над тобой я увидела, как только ты в дом ко мне вошла. Это темные силы рядом с тобой ходят. Плохо ты поступила с кем‑то, вот они и поселились рядом с тобой. Как тени ходят следом. Плохо это все… Хотя вот вижу радугу у тебя в глазах. Девочка ты неплохая. Просто оказалась не в то время не в том месте. Пошутила над кем‑то неудачно. Фонарь вижу… И ты стоишь, смеешься с кем‑то. Ты над смертью посмеялась. 

В общей сложности предсказание длилось минут двадцать. Вывод: «Недолго тебе осталось». Честно говоря, мне, человеку, как сказал бы врач, со стабильным психоэмоциональным состоянием, было тяжело это слушать. В какой‑то момент даже закрался страх: а вдруг все это правда? Но чары быстро рассеялись после слов:

— А еще я лечу. Конечно, не за один раз очистим тебя, за три‑четыре сеанса справимся. С тебя немного возьму, потому что это горе большое. Рублей 70 — 80. 

— Но у меня с собой нет таких денег!

— А чего ж ты пришла ко мне без денег? 

В общем, ничего не меняется: те же мотивы, те же приемчики и даже цены. И та же ставка на людей внушаемых, неуверенных, в горе. Все же я не могу утверждать, что на свете нет уникумов, которые обладают удивительными способностями. Только, видимо, их бесполезно искать среди шарлатанов…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Старший преподаватель кафедры клинической и консультативной психологии БГПУ имени Максима Танка Валентина Солодухо: 

— В основном люди обращаются ко всевозможным ведуньям, гадалкам, экстрасенсам из‑за необразованности. И по‑другому это объяснить сложно, потому что вера в иные силы, которые помогут решить его проблемы, всегда более комфортна для человека. Ведь работать самому трудно, себя жалко, а здесь — ничего делать не нужно, только деньги плати. И мы рады их отдать. Все это происходит от элементарного нежелания подумать, порассуждать. Да и менять себя, свое мировоззрение — тоже большой труд. А мошенники, в свою очередь, хорошо ориентируются по нашему поведению, вербальным и невербальным знакам, «считывают» нашу мимику, дыхание. И на основе этого говорят то, что мы хотим услышать. Конечно, не все люди подвержены психологическому внушению, но, опять же, все зависит от психологической культуры человека и от его жизненной ситуации. В сложных обстоятельствах мы более склонны верить обманщикам…

Протоиерей Евгений Громыко, заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви:

— Я думаю, что люди, занимающиеся оккультной деятельностью подобного рода, не имеют отношения к христианству, скорее к язычеству. А те, которые прикрываются именем Божьим, иконами, — в лучшем случае шарлатаны, в худшем — общаются с темными силами. Гадалки и экстрасенсы обещают нам быстрое и легкое решение проблем, исполнение желаний чуть ли не по щелчку пальцев. Церковь таких простых решений предложить не может. Мы советуем человеку подумать о себе, о своей душе, покаяться, походить на службы, помолиться — то есть провести внутреннюю работу. К сожалению, есть люди, которые оказываются к этому не готовы.

demeshko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter