Сгинь, нечистая сила!

Легенды и мифы Минска
Легенды и мифы Минска

Город без легенд скучен. Думаю, многие минчане знают знаменитое предание об основателе столицы — богатыре Менеске, который добывал муку из камней на своей удивительной мельнице. Есть еще несколько традиционных столичных преданий, к примеру о Лошицком призраке или об архитекторе, построившем туалет — точную копию дома, в котором жил скупой заказчик. На этом популярная столичная мифология, кажется, заканчивается. Удивительная скудность для города с почти тысячелетней историей! Минские призраки, объявленные на семьдесят лет «вне закона», так и не смогли после выйти из тени. И сейчас они «живы» лишь благодаря тем немногим людям, для которых городская мифология не только увлечение, но и профессия, таким, как историки Артур Зельский и Иван Сацукевич. Большинство преданий, которые они рассказали, не могут претендовать на историческую достоверность. Но все же хочется в это поверить.

Красавицы и чудовище

Бывшая Высокая гора, где сейчас располагается Юбилейная площадь, давным–давно называлась Змеевой. По преданию, в ее глубоких пещерах жил кровожадный змей. По сути, обыкновенный, можно даже сказать, стандартный дракон, коих когда–то было немало по всей Европе.

Дракон, как это водится среди всех уважающих себя драконов, злодействовал. Требовал дань, разнообразные яства, похищал людей. А раз в год обязывал окрестные селения предоставлять ему десять красивых девушек. Красавиц, идущих на заклание, выбирали по жребию. И вот однажды дракон «прокололся» — жребий пал на девушку, суженым которой оказался известный местный богатырь. Ему крайне не понравилось, что невеста попадет к змею, и он отправился к рептилии разобраться. Произошел жесткий и кровопролитный поединок... Легенда имеет два варианта развязки. Один из них — самый настоящий хеппи–энд. Богатырь побеждает супостата, забирает свою суженую, и живут они долго и счастливо. Второй вариант трагичен. В битве со змеем богатырь выиграл, но сам был смертельно ранен. Хрустальный гроб с телом героя опустили на дно реки Свислочь, аккурат в то место, где под водой скрылся поверженный змей. Предание рассказывает, что еще многие десятилетия, когда уровень воды в реке опускался, над водой торчали огромные ребра убитого чудовища.

Русалка в Свислочи

Где–то в XVI веке в Минске жила прекрасная шляхтянка. Что ни день, в дом красавицы, что стоял на перекрестке улиц Подгорной и Францисканской (нынешние Карла Маркса и Ленина) приезжали сваты, но она всем отказывала, претенденты казались ей недостойными. Как водится, в девушку влюбился молодой, красивый, но бедный шляхтич. Долгое время ходил он к ней, но так и не добился взаимности. Та прямо сказала, что за бедняка не пойдет. И вот однажды, зайдя в очередной раз к своей зазнобе, парень увидел ее в объятиях некрасивого, глупого, но богатого горожанина. Юноша не на шутку разозлился. Дождался, пока соперник уйдет, схватил прагматичную красавицу и утопил ее в Свислочи.

Вскоре после этого в реке появилась обворожительная русалка, которая лунными ночами заманивала в воду проходящих мимо мужчин и топила их в глубоких омутах. Поговаривали, что русалка эта и есть утопленная красавица, которая в силу своей злобной натуры продолжала мстить мужчинам.

Дом с привидениями

В XIX веке в здании по улице Зыбицкой (нынешняя Торговая, 27) жил купец. У купца были две родные дочери и одна приемная. Девушки подросли, им надо было дать соответствующее образование. Купец нанял гувернера — красивого образованного молодого человека из бедной семьи. Все три дочери мгновенно в него влюбились. Ответные чувства у гувернера проснулись к приемной дочери. Понимая, что купец на неравный брак согласия не даст, молодые люди решили сбежать.

По плану молодой человек с лошадьми ждал свою возлюбленную недалеко от дома. Но сводные сестры, узнав о намечающемся побеге, связали пытавшуюся скрыться девушку и посадили в подвал до вечера, когда должен был прийти отец.

По трагической случайности как раз в это время (а дело было весной) вода в Свислочи поднялась настолько высоко, что затопила подвал. Связанная девушка утонула. Прождав час, парень понял: что–то не так, и направился в дом. Увидев бездыханное тело своей возлюбленной, он впал в неистовство и убил двух сестер, а после повесился сам. По преданию, привидения всех участников этой драмы до сих пор обитают в стенах дома.

Крокодилы из Татарского болота

Впервые о «крокодиле» упоминает немецкий дипломат и путешественник барон Сигизмунд Герберштейн, который в XVI веке посещал наши края. В своих «Записках о московских делах» он вспоминал, что белорусы содержат в качестве домовых божеств «каких–то змей с четырьмя короткими ногами с черным и жирным телом, имеющих более трех пядей (45 — 60 см) в длину».

В Минске, в Татарском болоте (на месте нынешнего Дворца спорта), действительно водились похожие на крокодилов крупные ящерицы длиной до полуметра. В 1885 году был пойман последний минский «крокодил». Его чучело долгое время хранилось в кабинете директора одного из городских реальных училищ.

Белая панна Кальварии

Примерно в конце XIX века, поздней осенью, умерла молодая паненка. Ее решили похоронить на Кальварийском кладбище. Положили в гроб, отпели, замуровали в склепе. Но оказалось, что паненка не умерла, а уснула летаргическим сном. Проснувшись, девушка так и не смогла выбраться из заколоченного гроба и в муках погибла. С тех пор ее привидение в поздние ноябрьские ночи на протяжении века бродило по кладбищу. Призрак исчез лишь после того, как вандалы разрушили склеп. Хотя до сих пор некоторые полуночники, которые прогуливались возле кладбища, утверждают, что видели странную белую фигуру, бродившую между могилами.

Призрак ратуши

Случилась эта темная история в XVIII веке. У Кароля Радзивилла был друг и дальний родственник Михал Володкович, который хотел стать членом Минского магистрата. Этот человек был разгильдяем, пьяницей и бабником. Естественно, что с такой славой в ратуше его никто не ждал. Володкович обратился за помощью к своему родственнику и собутыльнику, и тот решил проблему кардинальным способом. Радзивилл приехал в Минск с солдатами, вошел в магистрат, и в одночасье непутевый товарищ получил вожделенную должность. Несмотря на свой новый солидный статус, новоявленный член магистрата продолжал творить одно безумство за другим. То саблей в присутственном месте, подвыпив, махать начнет, то проповедь ксендзу сорвет, устроив бесплатную раздачу вина у входа в храм.

Городские власти долго терпели выходки самодура, зная о высоком покровителе злодея, который в любом случае вытащит его из тюрьмы. Но однажды чаша терпения переполнилась. 12 февраля 1760 года Володковича схватили и практически без суда и следствия приговорили к расстрелу. К ничего не понимающему Володковичу в темницу пришел священнослужитель и предложил покаяться, мол, этого достаточно, чтобы его простили. Но бедолага, то ли чувствуя собственную безнаказанность, то ли считая, что его разыгрывают, извиняться отказался. Сразу после этого Михала вывели в парк возле ратуши и расстреляли. Говорят, что душа злодея еще долго появлялась по ночам возле ратуши и требовала справедливого возмездия. Ратушу уничтожили, а сейчас, когда ее восстановили, поговаривают, что призрак появился опять.

Про то, как Лесовик с Водяником гору не поделили

На окраине Минска, в районе улицы Кошарской (нынешняя Красноармейская), еще в XIX веке стоял лес, о котором рассказывали интересную легенду. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун, его еще называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование — кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб–великан. А вскоре люди устроили возле камня языческое капище.

Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. Последние жрецы этого капища, отец и сын Севастеи, жили еще в начале XX века. И капище в Минске действительно существовало. Православные священники жаловались тогда на городских женщин: мол, днем они в церковь ходят, а вечером «становятся» язычницами. По преданию, камень «Дзед» помогал бесплодным женщинам.

Капище уничтожили в начале XX века. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927–м. Дуб спилили, источник засыпали. Камень продолжал лежать. После его перевезли в музей валунов, что в микрорайоне Уручье.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter