Более пятисот видов пищевой продукции «Белгоспищепрома» получили право маркировки знаком «натуральный продукт»

Председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло: «Инвестпроекты уже дали солидную отдачу»

«СГ» начинает совместный проект с давним партнером — концерном «Белгоспищепром». Сегодня — это основной производитель пищевой продукции в стране. «Кондитерка», сахарная и масложировая отрасли, консервы и пищеконцентраты, алкоголь и табак, всего в составе концерна около 60 организаций и предприятий. Современных, модернизированных, продукцию которых знают и ценят на всех континентах. Да и внутренний рынок по многим товарным позициям они закрывают почти на сто процентов. К примеру, детское питание, которое десяток лет назад было не купить, сейчас на прилавках в избытке. Выпускают всю гамму — от молочных смесей до мясных и плодоовощных консервов. Или табачные изделия. Не самый полезный, может быть, товар, но и без него никак. Сегодня Гродненская фабрика более 70 процентов табачных изделий в республике обеспечивает за счет собственного производства. Лучшие на постсоветском пространстве — сахарные заводы. Не отстают от европейских, а по некоторым параметрам их превосходят. Безопасность, качество, цена — основные факторы, определяющие конкурентоспособность белорусских товаров. И, конечно же, — натуральность! Более пятисот видов пищевой продукции получили право маркировки знаком «натуральный продукт». А сегодня, в век синтетических добавок, это, поверьте, дорогого стоит. Об основных направлениях развития концерна, его возможностях и проблемах на примере отдельных отраслей, предприятий, сырьевых зон «СГ» и планирует рассказывать в совместном проекте «Белорусское — значит натуральное!» Кстати, конкретные адреса могут подсказать и наши читатели.
Сегодня сложно представить, чтобы в магазинах не было сахара, детского питания, кондитерских изделий, растительного масла, табака и другой продукции, которую производят предприятия «Белгоспищепрома». Наоборот, трудно порой ориентироваться в товарном изобилии, в том числе и импортном. Как концерн выдерживает жесткую конкуренцию? Какова стратегия его развития? Есть ли возможность уйти от зависимости российского рынка? Эти и другие вопросы — в интервью «СГ» с председателем концерна «Белгоспищепром» Александром ЗАБЕЛЛО.

— Александр Леонидович, что лично для вас слоган «Белорусское — значит натуральное!»?


— Я — за натуральность с точки зрения полезности. Натуральный продукт — это наше здоровье. Пока же, покупая йогурт или консервы, потребитель прежде всего обращает внимание на логотип производителя, но определяющим фактором выбора чаще всего становится цена. По сравнению с другими европейскими странами за натуральность мы платим куда меньше. Официально же качество продуктов питания — это соответствие существующим ГОСТам, нормам и регламентам. Это свежесть и вкус, разрешенные искусственные добавки, без которых не обойтись, и, конечно же, сроки реализации. Не напрасно знаменитый древнегреческий врач Гиппократ писал: «Мы есть то, что мы едим!» А еще плюс удобство упаковки, фасовки и так далее. Что касается консервантов, они тоже бывают натуральными. Взять хотя бы сахар, который увеличивает срок хранения продукта, или лимонную кислоту. 

— Теперь о более официальных вещах. Если говорить о стратегии развития концерна, какова она сегодня?

— Главное — нарастить мощности, повысить конкурентоспособность на внешних рынках, продолжить импортозамещение. Немало уже сделано или делается. Сахарные заводы в прошлом году впервые вышли на уровень переработки более 35 тысяч тонн сырья в сутки. В ближайшие годы выйдем на 42 тысячи тонн. Растет экспорт. Только за первый квартал он увеличился почти на 40 процентов. То же и с импортозамещающим ассортиментом. Его объем по итогам прошлого года — 345 миллионов долларов.

— Сейчас идет масштабная модернизация предприятий, главный упор в которой — привлечение зарубежных кредитных линий и прямых инвестиций. Какие объекты под особым вниманием?

— На Городейском сахарном комбинате привлечем инвестиции для строительства производства по выпуску сахара из мелассы. Для начала — три тысячи тонн. Согласитесь, немалый объем. В Слуцке осваиваем перспективную технологию хранения сырья в специальных емкостях в виде сиропа. Так сказать, полуфабрикат. Заканчивается свекла, и он пойдет в дело. К тому же сироп позволяет не терять сахаристость. Такое направление избрали многие европейские страны. Вложения минимальные, отдача солидная. На Брестском ликеро-водочном заводе и на столичном «Кристалле» будет налажена переработка спиртовой барды. А это 40 тысяч тонн высококачественного белка для животноводства. Его теперь приходится закупать за рубежом. А цена солидная — 220—240 евро за тонну. 

— Что-то застопорилось со сдачей в эксплуатацию нового дрожжевого комбината в Слуцком районе. На какой стадии сейчас работы?

— Идет наладка технологического оборудования. Готовность где-то 90 процентов. Думаю, в конце мая — начале июня введем завод в эксплуатацию. Это знаковый проект как для концерна, так и для страны. В качестве инвестора сначала выступал производитель дрожжей из Франции, но не заладилось, пришла известная немецкая фирма. Зарегистрировано совместное предприятие «Интерферм». Были некоторые разногласия с немецкими партнерами, но теперь они сняты. Доля германской компании — 74,9 процента, остальные акции принадлежат Слуцкому сахарорафинадному комбинату. Ориентировочная стоимость нового завода около 35 миллионов евро. 

— Как я понимаю, это экспортно ориентированное предприятие? 

— Да, планируется, что продукция будет поставляться на рынки Украины, России, стран Западной Европы. Всего до 80 процентов. Мощность на первом этапе — 20 тысяч тонн. Выпускаться будут различные виды дрожжей: прессованные, сухие, гранулированные. Основное сырье для нового производства — меласса и патока — вторичные продукты переработки сахарной свеклы. Реализация проекта позволит полностью исключить импорт.

— А что ждет знаменитый дрожжевой завод в Минске?

— Ему, кстати, вскоре исполняется 125 лет. Возраст, что и говорить, найпочтеннейший. Но полностью закрывать его не будем. После реконструкции здесь будут выпускать отдельные виды дрожжевого ассортимента. В частности, совершенно новый компонент для повышения урожайности — «Росмомент». Его создали совместно с нашими специалистами брянские ученые.

— Ряд инвестиционных проектов уже завершен…

— И они сразу начали давать солидную отдачу. Так, на Городейском сахарном комбинате благодаря модернизации мощность ТЭЦ увеличена с 4 до 12 МВт, после коренной реконструкции до полумиллиона тонн продукции может производить объединение «Мозырьсоль», на гомельском «Спартаке» открыт вафельный цех мощностью тысяча тонн продукции в час, на ОАО «Красный мозырянин» установлена автоматизированная линия по выпуску пастилы, на «Слодыче» — линия сдобного печенья. Всего на инвестиции в 2016 году направлено почти 124 миллиона деноминированных рублей.

— Какая из отраслей в концерне наиболее успешная?

— С 2015 года у всех положительная динамика. Стабильно работают «сахарники», новые акценты расставляет «кондитерка». Фейерверк сладкого вкуса дополняют витаминной составляющей, которая делает эти продукты полезными. Кстати, если в 1990 году потребление кондитерских изделий в стране было около 16 килограммов на душу населения, то сейчас мы уже превысили планку в 30. Емкость внутреннего рынка оценивается в 200 тысяч тонн в год. Он близок к полному насыщению во всех сегментах. И более половины всей продукции выпускают предприятия концерна «Белгоспищепром». Впрочем, неплохие результаты по концерну и за первый квартал. Рост объемов производства кондитерской отрасли почти 12 процентов, алкогольной — 9, консервной — 5,2, пивоваренной — за 14 процентов.

— И в прошлом году отечественные пивовары сработали солидно. Почти 82 миллиона рублей прибыли говорят о том, что отрасль постепенно выходит из кризиса?

— Отмечу, что рост в 4,5 раза. Всего выпущено 43 миллиона декалитров пива. С поручением Президента о финансовом оздоровлении, повышении эффективности справились все предприятия. Сегодня основные игроки на нашем пивном рынке — шесть ведущих компаний. На их долю приходится 98 процентов продукта. Некоторые в последнее время перешли под управление зарубежных инвесторов. Однако все они с мировыми брендами. А еще с солидными средствами и передовыми технологиями.

— Александр Леонидович, оправдало ли себя создание холдинга по производству алкогольной продукции?

— Он создан указом Главы государства. В холдинг вошли восемь предприятий, а управляющей стала компания «Минск Кристалл». Такое объединение помогает отечественным производителям на равных разговаривать с серьезными конкурентами как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Особенно актуальным это стало после снижения минимальной цены крепких напитков на российском рынке, когда наши поставки стали невыгодными. Поэтому в состав холдинга введена торговая компания, на базе которой строятся продажи. 

Сегодня основная проблема отрасли — переизбыток предложения. Производственные мощности в стране по водке превышают потребление в 2,7 раза, по винам плодовым — больше чем в два, по коньяку — в 1,7 раза. Все это создает напряжение на рынке алкоголя. По ассортименту белорусские предприятия — и государственные, и частные — удовлетворяют потребности населения на 100 процентов. Водка в торговле почти вся отечественная. Коньяки, которые мы начали выпускать по программе импортозамещения, на 70 процентов белорусские. Начато производство ранее только завозимых напитков — рома, виски, текилы. Но полностью от импорта не уходим — потребитель должен иметь выбор.

— До сих пор основной потребитель продукции «Белгоспищепрома» — Россия. Если говорить о диверсификации, в какую сторону смотрит концерн?

— На протяжении последних лет у нас положительное сальдо внешнеторгового оборота. Мы здорово прибавили в 2016 году, продав продукции почти на 373 миллиона долларов. И это в условиях снижения цен. Входим в такие страны, куда, казалось бы, принципиально тяжело пробиться. Зачастую поставки носят разовый, брендовый, характер, но есть и стабильные, долговременные контракты. Сейчас активно работаем на дальней дуге. Продаем продукцию в Новую Зеландию, США, Канаду, Латинскую Америку, африканские страны, нарастили свое присутствие в Нидерландах, Италии, Болгарии, Сербии, освоили Вьетнам и Камбоджу. Всего на нашей экспортной карте 60 стран.

— А как же перспективнейший китайский рынок?

— Буквально в начале апреля делегация концерна побывала в Китае. Мы изучали условия работы пилотных зон свободной торговли в Шанхае. Подписано соглашение о продвижении белорусской продукции с компанией «Цзиншэнкай». Она специализируется на импорте продуктов питания, используя инновационные разработки в реализации товаров. Кстати, сейчас представители компании знакомятся с работой предприятий концерна. Также заключен протокол о намерениях с руководством Китайской международной торговой палаты «Шелковый путь» и шанхайской компанией электронной торговли Silkroad E-commerce, которая широко пользуется интернет-ресурсами для продвижения товаров.

Договорились также, что «Белгоспищепром» примет участие в крупнейшей выставке SIAL-2017, которая пройдет в мае в Шанхае. Сейчас в этом мегаполисе, а также в Харбине работают магазины с нашей продукцией. Еще два будут открыты в Пекине.

— Спасибо, Александр Леонидович, за интересное интервью.

shevko@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter