Сезон открытых дверей

Репортаж с переднего края забытых дач
Репортаж с переднего края забытых дач

«Другие умельцы подводят к дверной ручке или прутьям на решетках электрический провод, ставят ловушки и капканы или оставляют открытым люк подвала. Не делайте так никогда! Какими бы ни были побудительные мотивы, вас все равно накажут по всей строгости закона за предумышленное убийство или причинение телесных повреждений. Не рискуйте ни своей жизнью, ни чужой». Это цитата из моего репортажа о дачных кражах («СБ» от 23.02.2007 г.) вызвала невероятный шквал звонков. Читатели... негодовали: почему все только и говорят о том, как защитить воров?

«Вы лучше мне подскажите — что делать?» — не унимался читатель Н. из Светлогорска. Попробую ответить и на этот вопрос.

Вопросов звучало больше, чем ответов. Да и что я им могла ответить? Я прекрасно понимала читателей: сама тоже как владелица дачки оказывалась в шкуре потерпевшего. Но уверена, что спасение от нежданных гостей (то есть от возможного воровства) — дело наших же с вами усилий.

И когда начальник управления профилактики УВД Миноблисполкома подполковник Н.Я.Жук предложил принять участие в рейде по дачам, с радостью согласилась. Хотелось, во–первых, воочию увидеть, как же все–таки другие защищают свои владения от воришек. А во–вторых, найти то слабое звено, которое позволяет любителям дармовщинки гулять с нами, дачниками, в кошки–мышки.

Местом проведения рейда Пуховичский район был выбран не случайно. Он третий в стране (после Минского и Гомельского) по количеству садовых домиков — около 55.000. Лидирует и в печальной статистике по количеству краж из дачных домиков. По Минской области — второе место. 302 случая было зарегистрировано в прошлом году. Даже по самым скромным подсчетам в дачный сезон население района увеличивается на 110.000 человек. Одним словом, работы милиции хватает.

...Практически все дачи в Пуховичском районе окружены сосновыми лесами. Воздух чистейший, природа великолепная. Итак, в путь. По обе стороны дороги — садовые товарищества: «Надежда», «Метрострой», «Жаворонок». Тишина. Ни души вокруг.

Распахнутой калиткой (мол, добро пожаловать) встретило нас и садовое товарищество «Верас». Въездные ворота держатся на честном слове: замотаны проволокой. Судя по следам, только что два человека с тяжелой поклажей (уж больно хорошо «читался» рифленый след) покинули дачный массив. Может, тащили украденное? Надо бы поинтересоваться у сторожа. Но сторожка закрыта. Правда, к дверям приколота очень странная записка: «Телефон работает с 8.00 до 8.30 и с 18.00 до 18.30». Может, это и есть расписание работы сторожа, который по совместительству — диспетчер на телефоне? Но судя по следам, вернее, по их отсутствию, никто к сторожке в последние двое суток вообще не подходил.

Пройдя вдоль дач, поплутав по заснеженному безмолвию, мы поехали дальше.

— Сейчас — межсезонье. И дачные товарищества, по сути, огромные дачные города, — говорит мне майор милиции Геннадий Сечко, заместитель начальника Пуховичского РОВД, — предоставлены сами себе, брошены на произвол зимы и воров.

В СТ «Малинники» нам навстречу вышел председатель правления. «На попечении четырех сторожей — более 840 домиков, тяжеловато им, — говорит Иван Сковпень. — Вот пару раз за неделю подъезжаю. И помогаю, и проверяю».

Конечно, обойти более 45 га не так–то и просто. Но Иван Яковлевич на работу сторожей не жалуется. 3 — 4 раза за сутки они обходят территорию: зимой — на лыжах, летом — на велосипедах. Не успели мы как следует разместиться в правлении, как пришел и сторож, чтобы выяснить, кто подъехал на машине. В прошлом году в «Малинниках» было совершено 10 краж, в этом — только одна. Показатели для такого огромного «массива» просто великолепные. И все потому, считает председатель, что отлично работает добровольная дачная дружина. Дважды в год каждый владелец домика заступает на дежурство. А чтобы никто не отлынивал, заведен журнал учета дежурств. Один — за всех, все — за одного.

— Это одно из лучших товариществ, — вступает в разговор капитан Павел Кастрицкий, старший участковый инспектор. — Здесь всегда порядок. Но хороших сторожей найти тяжело. Зарплата 170.000 рублей многим кажется смешной. Нужны молодые и мобильные ребята, профессионалы, а не мужики, которым просто некуда податься. К тому же садовые товарищества прежде чем нанять сторожей, должны получить лицензию на осуществление охранной деятельности. В нашем районе ее нет ни у кого.

За разговором и не заметила, как подъехали к СТ «Шарик». На въездных воротах — огромное объявление, запрещающее въезд «постороннего авто– и гужевого транспорта» без присутствия владельца участка. И сторож тут же, на рабочем месте. На доске информации — график дежурств. И здесь дачники решили объединиться, взяв на себя обязанность с 19.00 до 6.00 патрулировать дачные участки.

Петр Дубяго в СТ «Шарик» сторожует уже пять лет. Заступает на сутки, но обходит свои владения только один (!) раз, утром, чтобы только зафиксировать произошедшее за ночь. Все остальное время — дежурит в сторожке, на телефоне: вдруг кому–то понадобится позвонить? Такой же график работы и у его коллег.

Возникает вопрос: а зачем такие сторожа? Если обход делается днем, а по ночам дежурят сами дачники, не проще ли ввести должность дежурного по правлению? Пусть сидит себе бабулька в сторожке у печи, вяжет носки для внуков да взимает плату за пользование телефоном. Зачем ей думать о сохранности чужого имущества?

СТ «Строитель» в общем–то ничем не отличался от других забытых всеми товариществ. Калитка открыта, въездные ворота без замка. На чистом снегу только собачьи следы. Правление (оно же и сторожка) закрыто. Утопая по колено в снегу, мы около часа бродили по глухим дачным улочкам в поисках хоть одной живой души. Заглядывали в окна, громко говорили, даже сигналили. В ответ — тишина...

— Рядом деревни Ольховка, Узляны, Ушанка, Зазерка. Рыбцы... Вы представляете, каким искушением становятся для подростков из неблагополучных семей никем не охраняемые дачи? — сокрушается майор Вадим Атрошкин, начальник Свислочского отделения милиции. — Ежегодно малолетки совершают не менее 100 преступлений. В районе на учете состоит 120 семей, дети из которых уже привлекались к ответственности за те или иные правонарушения. Всего же социально неблагополучных семей — около 400.

— Кто, вообще говоря, совершает преступления? Подростки, состоящие на учете в милиции! — поддерживает коллегу Геннадий Сечко — в прошлом инспектор по делам несовершеннолетних. — К ребятам нужен психологический подход. Ребенок не становится преступником в один миг. Характер формирует длиннющая цепочка событий и фактов, берущая начало в детстве. Школьные психологи, по–моему, должны активнее работать как с подростками, так и с их семьями.

Раз зашел разговор о конкретных проявлениях детской преступности, должна покаяться. В материале «Стой! Кто идет?» («СБ», 23.02.2007 г.) мною была дана неверная информация. По уточненным данным, женщина, возглавлявшая группу школьников, занимавшихся кражами из дач в Житковичском районе, учительницей не являлась. У нее другая профессия. Так что опровергаю изложенное в том материале и приношу извинения не к месту упомянутым учителям района. Хотя нелицеприятный факт участия старшеклассников в ряде краж, как ни прискорбно, но говорит о том, что и местные педагоги, и их районные начальники, как бы помягче сказать, не дорабатывали...

...Можно долго рассуждать на тему кто прав, а кто виноват и в дачных кражах, и в подростковой преступности. Но пока суд да дело — надо налаживать охрану дачных поселков. Милиция, поверьте, очень и очень озадачена дачными кражами. Потому уже и стали традиционными в Пуховичском районе встречи с председателями товариществ, с дачниками. При каждом удобном случае проверяется работа сторожей (там, где, конечно, они есть). При поступлении любого сообщения тут же выезжает следственно–оперативная группа. Но...

Отправляясь в рейд, я надеялась найти для себя и читателей подсказки о том, как лучше и качественнее «укрепить» свой домик? Но что я увидела? Двери во многих дачах мало того, что из тонкой фанерки, так и запираются на один навесной замок. Решетки на окнах — огромная редкость. Входные калитки — настежь.

Откуда такая беспечность? Вспомните, с какой любовью и гордостью вы говорите друзьям о том, что у вас есть домик за городом, хвастаетесь небывалыми урожаями и с нетерпением ждете выходных, чтобы всей семьей собраться у мангала. Тогда почему с такой легкостью оставляете почти на 5 месяцев на произвол судьбы свои дачи? Трудно подъехать, по возможности, конечно, и посмотреть?..

Согласна: не у всех есть деньги, чтобы установить радиосигнализацию, но доплачивать зимой сторожу по 3 — 5 тысяч в месяц, думаю, может каждый. Это станет не только прибавкой к его скудному жалованью, но и стимулом сторожить, как положено, — денно и нощно.

За время рейда мы наездили более 60 километров. Считайте, объехала весь район. И меня постоянно преследовала мысль, что нашему рейду можно было бы дать название: «День (вернее, сезон) открытых дверей»...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter