«Сейчас война, т. Линев и т. Тимошенко. ЭТО надо оставить!»

ПО МЕРЕ соединения партизанских бригад и отрядов с частями Красной Армии в 1944 году командование бригад обязано было в течение месяца написать отчет о деятельности своего соединения с приложением к нему всей документации .

Но они, «не стесняясь своих товарищей, занимались обнимками и поцелуями» в партизанском отряде

ПО МЕРЕ соединения партизанских бригад и отрядов с частями Красной Армии в 1944 году командование бригад обязано было в течение месяца написать отчет о деятельности своего соединения с приложением к нему всей документации .

ОТЧЕТЫ готовились по предложенной БШПД форме. Среди прочих разделов там был и раздел о женщинах и девушках, которые находились в партизанах.

И не случайно. Семьдесят  тысяч женщин активно сражались в Белоруссии против оккупантов. Шесть из них были секретарями подпольных городских и районных подпольных комитетов КП(б)Б, 27 — членами областных, городских и районных комитетов, 78 женщин работали секретарями подпольных комитетов ЛКСМБ, а 126 были членами этих комитетов. Семь представительниц прекрасной половины возглавляли редакции подпольных газет, восемь — входили в командный состав партизанских формирований. К примеру, Александра Захарова являлась комиссаром партизанского полка, еще пять женщин были комиссарами, а две — начальниками штабов отрядов.

Из числа белорусских партизан и подпольщиков девять женщин стали Героями Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 августа 1941 года три белорусские женщины первыми в Советском Союзе удостоены правительственных наград за «…отличие в партизанских боях в тылу против германского фашизма», ордена Красной Звезды — гомельская комсомолка Валентина Герасимова, медалей «За отвагу» — секретарь Туровского РК ЛКСМБ Анна Шубенок и телефонистка Шатилковского почтового отделения (ныне Светлогорский район) Роза Гузман.

Партизанская медсестра Нина Калиновская стала первой из женщин, награжденных медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.

В наградном листе отмечалось: «т. Калиновская в июне-июле 1941 г. в Гресском (теперь Слуцком — авт.) районе Минской области подобрала 15 человек раненых командиров и красноармейцев, прятала и лечила их, а после выздоровления направила в лес к партизанам. В августе 1941 года сама явилась в партизанский отряд. С этого времени принимает участие в боевых операциях, оказывает помощь раненым бойцам. Отважная и решительная партизанка».

Женщины наравне с мужчинами переносили все невзгоды и трудности партизанской жизни. Они ходили на боевые задания, ухаживали за ранеными, работали на кухне, стирали, принимали активное участие в общественной жизни отрядов.

В партизанском отряде «Знамя» бригады «Разгром» Минской области действовала женская подрывная группа, возглавляемая комсомолкой Натальей Абрамович. В состав группы входили Мария Сокорева, Галина Чуприс и Анна Кошель. Они взорвали шесть вражеских эшелонов и большое количество рельсов. Наталья Абрамович награждена орденом Красной Звезды.

В отчете партизанской бригады имени Свердлова Брестской области командование отмечало бесстрашные действия медсестры Анны Вакулы, партизанок Марии Минюк, Евдокии Вакульчик, Анны Пальчевской, Ольги Боричевской.

В партизанской бригаде «За Родину» имени Флегонтова, которая действовала в Минской, Могилевской и Брестской областях, проявили себя бесстрашными разведчиками, подрывниками и медсестрами Валя Илькевич, Аня Белая, Валя Кондратенко, Мария Чернявская, Нина Сомко.

В Брестской области в отдельном партизанском отряде имени Кирова учили детей в «лесной школе» Любовь Грицева и Мария Шляхтенко. Они всего несколько дней не дожили до прихода Красной Армии, обе погибли в начале июля 1944 года от вражеской бомбы.

Любовь Грицева в 1940 году приехала из Быхова на работу учительницей в Антопольский (теперь Дрогичинский) район. Там ее и застала война. Комсомолка включилась в подпольную работу, а в марте 1943 года ушла в партизанский отряд. Ходила на боевые задания, проводила агитационную работу среди населения.

Мария Шляхтенко приехала на Брестчину из Гомеля и работала учительницей в местечке Городец. В отряд пришла осенью 1943 года. Работала агитатором, выпускала стенные газеты, писала стихи.

О ЖЕНЩИНАХ-партизанках много и часто писала стенная печать. Но особенно выделялись праздничные номера стенных газет и боевых листков, посвященных Международному женскому дню 8 Марта.

В боевом листке 3-й роты партизанского отряда «Борьба» бригады «Народные мстители» им. Воронянского сообщалось: «В нашей роте девушки с оружием участвуют в походах, засадах, в разгромах гарнизонов и несут караульную службу. Те, которые не имеют оружия, работают для обеспечения питанием роты и обеспечивают уход за больными и ранеными партизанами. И каждая работа, которая выполняется девушками нашей роты, выполняется честно, добросовестно и с гордостью. Передовые девушки 3-й роты Грибовская М., Слижевич И., Трайковская Я. и другие. Берите с них пример».

А в боевом листке 2-й роты того же отряда помещена заметка о партизанке Любе Голубь: «Партизанка Люба Голубь горит желанием, чтобы быстрей выгнать немецких оккупантов с советской земли. Она участвовала в боевых операциях по разгрому вражеских гарнизонов в деревнях Варлань, Куренец, Ольковичи, выносила с поля боя раненых партизан…»

В праздничном номере 8 марта 1944 г. стенная газета партизанского отряда «Разгром» Минской области поместила фотографии лучших партизанок Анастасии Деркач, Надежды Михайчик и Зинаиды Пляшкевич, которых командование бригады представило к правительственным наградам.

В стенгазете 115-го отдельного партизанского отряда Могилевской области сообщалось: «Любу Кречмер и Дину Малькову знают не только в нашем отряде. Это они в зной и непогоду босые шли вместе с отрядом на подрыв полотна железной дороги, активно участвовали в боях с немецкими палачами под Могилевом, в Козуличах, Пацевой Слободе, в Лобушанах и Запрудье. Хотя мозоли на босых ногах давали о себе знать, Люба и Дина на привалах, на отдыхе в лагере поют песни о любви и преданности нашему народу, своей родине, о героической борьбе Красной Армии и партизан с фашистами».

В партизанских стенных газетах и боевых листках помещались статьи не только о примерных бойцах, но почти в каждом номере подвергались критике нерадивые партизаны, в том числе и женщины, нарушавшие дисциплину. Так, в стенгазете 4-й Белорусской партизанской бригады бывшей Вилейской области в заметке «Роль женщины в отряде» подвергается критике комсомолка-разведчица Рая В., которая «работая разведчицей уже два месяца, не дала ни одного правильного сведения, а только пользуется слухами мирного населения. Нельзя сказать, что Рая не может справиться с этой задачей, но она занята другими делами в своих личных интересах. Она решила завести семейную жизнь, а чтобы когда-нибудь помочь на кухне — любит поспать. Семейная жизнь не презирается, но она не должна мешать вашей работе». А стенгазета «Партизан» 5-го отряда этой же бригады критикует своих бойцов: «Боец Линев Владимир и Тимошенко Вера нарушают все указания о женитьбе. Они, не стесняясь своих товарищей, занимаются обнимками и поцелуями. Сейчас война, т. Линев и т. Тимошенко. Это надо оставить!»

СЛЕДУЕТ отметить, что отдельные командиры считали само присутствие в отрядах женщин отрицательным влиянием на боеспособность и дисциплину партизан. Они переводили женщин в семейные лагеря, не допускали их к боевым операциям, лишали оружия. Естественно, отсюда возмущение женщин и их жалобы на несправедливое к ним отношение.

22 мая 1944 г. партизанка отряда имени Фурманова бригады имени Чапаева Барановичской области Галина Осташевская в рапорте на имя уполномоченного ЦК КП(б)Б и БШПД, командира соединения партизан Лидской зоны Е. Д. Гапеева пишет: «Довожу до Вашего сведения и прошу помочь мне. Когда меня переводили из отряда имени Чапаева в отряд Фурманова, начальник штаба бригады т. Саутин забрал у меня карабин. В данном отряде я нахожусь в подрывном взводе, и мне необходимо оружие, а поэтому я и командир неоднократно обращались к командованию бригады о возвращении мне карабина… Комиссар бригады мне ответил, что на задание можно идти и без оружия. Я думаю, что женщина в отряде такой же равноправный член, как и все партизаны». Через три дня командование бригады получает распоряжение Е. Д. Гапеева: «Считаю ваши действия неправильными, а поэтому отобранный карабин возвратить по принадлежности тов. Осташевской».

Аналогичным является и приказ от 15 октября 1943 г. уполномоченного ЦК КП(б)Б и БШПД по Щучинскому межрайцентру Барановичской области С. П. Шупени, согласно которому запрещался перевод партизанок из боевых отрядов в семейные группы. Командованию бригад вменялось в обязанность проводить с женщинами занятия по военному делу, изучению оружия. Параграф третий данного приказа предписывал «Изменить отношения к женщинам-партизанкам, считать их в отрядах равными с мужчинами, оказывать всемерное содействие в освоении оружия, посылать их на боевые задания вместе с мужчинами».

Наряду с оформлением боевых листков и стенных газет многие командиры бригад и отрядов 8 Марта издавали праздничные приказы с поздравлением своих женщин-партизанок.

Как правило, такие приказы заканчивались лозунгами: «Да здравствует Международный женский день! Слава нашим доблестным женщинам-партизанкам!» И это тоже было справедливо. Белорусские партизанки и подпольщицы доказали, что могут достойно защитить Родину, отстоять свободу своих детей и жизнь будущих поколений.

Геннадий БАРКУН,

историк

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter