“Сейчас у славян есть два выбора…”

День славянской письменности и культуры отмечается в честь просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гость «Р» — заведующий кафедрой славянских литератур Белгосуниверситета доктор филологических наук профессор Иван Чарота

День славянской письменности и культуры отмечается в честь просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они не только дали славянскому миру кириллицу, но и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. Этот праздник является и церковным, и государственным. Гость «Р» — заведующий кафедрой славянских литератур Белгосуниверситета доктор филологических наук профессор Иван Чарота.

— Иван Алексеевич, сегодня массовое сознание граждан большинства постсоветских государств все больше подчиняется «идее Европы». Значит ли это, что ценности славянской культуры потеряли свою актуальность? 

— Надо признать, что общественное сознание некоторой части населения нашей страны тоже склоняется к этой идее. Причем дело отнюдь не  в притягательности идеи самой по себе в ее конкретно-историческом содержании или философской сути. Манящими по прагматическим соображениям оказываются витринные реалии и, что особенно симптоматично, структуры, на которых будто бы клином сошелся свет: Европейский союз, Совет Европы, ОБСЕ, Европейский банк, плюс общеевропейская денежная единица. Их вожделенность для обедневшего после известных катаклизмов большинства  населения  бывших социалистических стран предопределяется и поддерживается идеологемами типа «европейский стандарт», «европейский уровень жизни», «европейские ценности» и другими. 

Примечательно, что содержание этих фоновых идеологем вообще не подлежит предметному обсуждению, хотя  в каждом конкретном случае основания для этого существуют серьезные. Скажем, когда нам в качестве идеального предлагается «открытое общество», стоило бы уточнить: для чего оно  должно быть открытым – для перевалочных баз чужого оружия и наркотиков, для распространения сатанизма, культа силы, беспредела деморализации? То есть для разрушения  тысячелетних традиций и сформированного духовного генотипа? 

Когда, к примеру,  декларируется «приоритет прав человека», никто внятно не может объяснить, как  же эти права сочетаются с правами отдельных наций и народностей, с их выбором пути суверенного развития. Еще более остро встает вопрос о присвоении основных имущественных, да и гражданских в целом, прав новоявленными олигархами… Те, кто увлечен пропагандированием «передовой культуры и цивилизации», опять-таки совершенно игнорируют опасения насчет того, что мы оказываемся  в страшной зависимости от кока-цивилизации, американской псевдокультуры, о которой один старый сербский монах сказал мне так: «Что нам ихнее, когда у нас в каждом  сельском доме сохранились культурные ценности в несколько раз старше самой Америки». В любом случае наша славянская культура — это понятие, производное от культа иного, нежели культ доллара или культ овечки Долли. И в этом ее актуальность, непреходящая значимость. 

— В таком случае что же такое славянская культура с точки зрения современности, каково ее место среди других культур? 

— Беда наша как раз в том и состоит, что постепенно утрачивается  полное и адекватное понимание сущности славянской культуры,  значимости наследия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия…   

Кирилло-мефодиевское наследие для нас –  это в первую очередь сама азбука, а также восточная христианская традиция. Одной из ее составляющих является богослужебный язык Православной церкви на славянских землях со времени крещения. Азбука, созданная святыми Кириллом и Мефодием, вот уже более тысячелетия лежит в основе просвещения, одухотворенной словесности  и культуры многих поколений славян. Благодаря святым равноапостольным братьям у нас накоплен необычайно богатый фонд переводной и оригинальной литературы  разных видов, жанров, функций, сфер употребления. На белорусских землях только в течение XVI—ХIХ вв. было издано свыше семи тысяч книг кириллического  письма. Святые Кирилл и Мефодий оставили нам завет согласия и братства — идею славянской общности и взаимности. Все это является нашим общим бесценным богатством, позволяющим занять достойное место среди других народов мира. 

— Очевидно, что нынешняя мировая политическая конъюнктура направлена против единства славян: чего стоит хотя бы разгром Югославии под эгидой «общечеловеческих ценностей»... 

— Ситуацию с Югославией я бы оценил как своеобразный циклон глобального геополитического переустройства с подвижным эпицентром. Наиболее показателен пример СФРЮ: планировался вроде бы мирный  «развод» республик, но в итоге последовала затяжная братоубийственная война в Боснии и Герцеговине. Одновременно образовались Республика Сербская в Боснии и Герцеговине, а также Республика Сербская в новоиспеченной  Хорватии. Затем была развалена СРЮ, объединявшая Сербию и Черногорию. Теперь от Сербии хотят отторгнуть Косово и Метохию, перед этим оккупированные силами НАТО. 

Не следует упускать из виду, что процессы  дезинтеграции, а точнее, развала проявили себя наиболее разрушительно прежде всего в мире  славянском и православном. Югославский опыт в этом отношении чрезвычайно интересен и весьма поучителен. Хорошо бы нам его усвоить своевременно и с должным почтением к  учительнице-истории.  

— Новейшая история как раз протекает под знаком стремительного процесса глобализации. Как бы на этом фоне нам вообще не утратить славянскую идентичность, я уже не говорю об идее славянской общности… 

— Несмотря на горький  опыт прошлых десятилетий, мы не должны считать дискредитированной саму идею. Во всяком случае, сейчас для нас  вновь обретает смысл принцип «брат – брату». Разумеется, все мы хорошо понимаем, что и сама идея требует серьезнейшего осмысления, а ее реализация — огромных усилий. 

Что касается славянской идентичности в широком смысле этого понятия, то ее сохранение мы должны осознавать как важнейшую задачу нашего времени. Всякий имеющий глаза видит, что навязываемая нам «европеизация» в весьма определенном смысле является ступенью космополитизации с точки зрения как геополитики, так и этнологии, а особенно культурологии при очевидных уже  результатах нивелирования на так называемом общеевропейском пространстве культурных особенностей. Между тем подлинная культура сохраняет и развивает именно духовное наследие, без которого невозможно истинное самоопределение народов. 

У идеи славянского единения, как никогда, много противников. Доминирует мнение, что она по природе своей несостоятельна: мол, это подтверждено развалом всех государственных образований такого типа – СССР, ЧССР, Югославии, причем Югославия переживает еще и внутреннюю трагедию, которой не видно конца… 

Между тем идея славянской общности и солидарности не однажды будто бы угасала, но потом опять возрождалась. Ее история сложна, противоречива, но далеко не исчерпана. Так или иначе, лишь единение славян обеспечивало защиту их от ассимиляции. Проще говоря, сейчас выбор для славян таков: либо в единстве сохранить и общность, и свою самобытность, становясь «позитивными творцами истории», либо ассимилироваться, становясь материалом для обогащения иных цивилизаций при стремительной глобальной «вестернизации», а точнее, американизации. 

Напомню, что субъектами международной политики сегодня являются 14 славянских государств, в которых проживают свыше 300 миллионов человек. А это — сила, с которой нельзя не считаться... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter