«Сей гуркi як Пахом...»

Календарь и традиции
Следующая неделя практически завершает весну, оставляя маленький ее хвостик — 30 и 31 мая. В этом году весна собиралась к своему выходу, как Наташа Ростова на бал, зато как вышла! Тем более белорусский климат имеет свои особенности, и о них раньше говорили так: «Да Святога Духа не здымай кажуха, а па Святым Дусе — у тым самым кажусе». Однако будем рассчитывать на лучшее: «Мiкола–цёплы» в соответствии со своими обязанностями все же установит «пагоду».

24 мая — день равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. В народной традиции по этому дню судили о погоде предстоящего лета: день мокрый — жди беспрерывных дождей; ясный и солнечный — такая же погода до самой осени. Май, наверное, самый красивый месяц в году, но именно с него начинается самый настоящий разгул «навальнiц». А на полях–то уже «выплыў колас», теперь важно, чтобы его не пригнули ветры, ливни, не побило градом. И, чтобы сохранить поднявшиеся посевы, проводили всякого рода обряды–обереги, крестные ходы, освящение полей. В этот день придерживались также запретов на проведение различных работ, на кухне не варили горох и фасоль, чтобы, засыпая их в горшки, случайно не накликать, по подобию, град, которого всегда очень боялись. Поэтому, начиная с Юрия (6 мая), обходили поля с громничной свечой, освященные в храме ветки вербы втыкали по краю пашни. В некоторых регионах женщины обращались за поддержкой к «Грамаўнiцы», которая представлялась статной, красивой женщиной с уложенными в косы волосами, украшенными колосьями. Верили, она способна уговорить своего грозного мужа не показывать суровый нрав и не насылать градовые тучи на поля.

А вот 25 мая, в день Епифана, опасаясь другой природной «навалы» — засухи и пожаров, наблюдали за рассветом. Если солнце встает «у чырвоным жупане» — засухи в этом году не миновать, а значит, и пожаров. В некоторых местах рано утром женщины выносили в совке несколько горящих угольков из печки и заливали их только что надоенным молоком — чтобы избежать пожаров от попадания молнии: считалось, с «небесным огнем» может справиться только молоко.

На 26 мая приходится день Гликерии. В народе ее имя произносили Лукерья и добавляли «комарница», ведь теперь начинают летать целые тучи комаров. Одновременно комары выступают предвестниками настоящих теплых дней. Ну а спасаясь от их назойливости, использовали травы с сильным запахом — например, любисток или мяту.

27 мая — день Исидора, имя которого в народной транскрипции превратилось в Сидор. Сидор приносит похолодание: «Прыйшлi Сiдары, прыняслi сiверы». Причем с утра налетевший северный ветер способен задержаться надолго и здорово испортить все лето. Еще Сидора в народе называли «огуречником», как и следующего за ним 28 мая Пахома. Правда, о преподобном Пахомии отзывались совсем по–другому — «бокогрей»: «Пахом павее цяплом». Земля уже по–настоящему прогревается — надо сеять огурцы, а ранее — семена «простудятся» и не взойдут. Теперь же температура почвы — «як сырадой», парное молоко. Кстати, семена огурцов перед посевом проращивали обязательно во влажных холщовых, как говорили — «живых», мешочках. День Пахома у всех восточных славян вообще считался огородным праздником, и хорошая погода с утра обещала теплое лето и богатый урожай. Так что «сей гуркi як Пахом, то будзеш цягаць iх мяхом».

29 мая — снова «прысвятак» с агрономическим уклоном. В народном календаре Федора почитали как помощника в уходе за культурами «з калючымi вусамi» — ячменем и овсом.

Советская Белоруссия № 94 (24976). Пятница, 20 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter