Североатлантический мезальянс

О подключении Украины и Грузии к Плану действий по присоединению к НАТО

НАТО или не надо?


Вчера поздно вечером в Украину с официальным визитом прилетел президент США Джордж Буш. Впрочем, не все киевляне рады приезду заокеанского гостя. И дело здесь вовсе не в том, что многим на два дня запретили выходить на балконы. Ни для кого не секрет, что главная цель приезда американского президента — это подготовка Украины к вступлению в НАТО. Из Киева Джордж Буш и Виктор Ющенко вместе вылетят в Бухарест, где состоится саммит Североатлантического альянса. Отдельным пунктом в повестке дня этого мероприятия стоит обсуждение вопроса о подключении Украины и Грузии к Плану действий по присоединению к НАТО.


Примечательно, что если на недавнем референдуме грузины высказались за военно–политический альянс, то в Украине, согласно последним соцопросам, против членства в НАТО выступают более половины граждан. Некоторые из них вчера вышли в центр Киева с красноречивыми плакатами. Тем не менее для украинских политиков это, похоже, не является решающим фактором. Они утверждают, что «при грамотной разъяснительной работе» через несколько лет общество может изменить свою точку зрения...


Резко против вступления Украины в Североатлантический альянс выступает Россия. Дело не только в психологии, истории, но и в безопасности. «Если Украину и Грузию втянут в НАТО, это приведет к существенному негативному геополитическому сдвигу», — заявил министр иностранных дел этой страны Сергей Лавров. По его словам, главным ответом на американское внедрение в постсоветское пространство должна стать наша привлекательность во всех смыслах — и в экономическом, и в политическом, и в культурном, и с точки зрения обеспечения безопасности республик бывшего СССР. Взвешенная реакция российского министра не снимает опасений за безопасность региона, напряженность в котором, безусловно, возрастет в случае принятия в военно–политический блок Украины и Грузии.


Конечно, это не первое расширение Североатлантического альянса на восток. Венгрия, Польша, Чехия вступили в него еще в 1999 году. Украина и Грузия — даже не первые постсоветские республики, которые стучатся в дверь НАТО. Четыре года назад членство оформили Латвия, Литва и Эстония. Что можно сказать, анализируя прошедший период? Какие–то страхи по этому поводу оказались напрасными, но кое–что даже превзошло ожидания. Киев сегодня, ссылаясь на Конституцию, успокаивает Москву: мол, на украинской территории не может быть иностранных военных баз. Но кто бы мог подумать 9 лет назад, что в Польше и Чехии будут расчищаться площадки для американских ПРО! На кого через несколько лет будет нацелено украинское оружие — очень серьезный вопрос!


...Джордж Буш все–таки приехал в Киев. Два года назад визит американского президента был отменен в самый последний момент. Сейчас украинский проект для него более важен, чем два года назад. А возможно, даже более важен, чем на рубеже 2004 — 2005 годов, когда на майдане еще стояли люди и никто не знал, чем это закончится. Дело в том, что через полгода Буш покидает Белый дом. Наступает время подводить итоги. В общем, никто не удивился, когда в прессу просочилась информация: советники Буша в срочном порядке ищут внешнеполитические достижения для своего босса. Идеальным вариантом в Белом доме, надо полагать, посчитали постановку Украины в очередь на вступление в НАТО.


После распада СССР Украина стала претендовать на особое место в американской геополитике в Евразии. К реальной дипломатии Збигнев Бжезинский в последние десятилетия имеет гораздо меньшее отношение, чем ему приписывают. Тем не менее его главную книгу «Великая шахматная доска» определенно должны были читать те, кто отвечает в последние годы за внешнюю политику Соединенных Штатов. Бжезинский, напомню, называет Украину «принципиально важным геополитическим центром» в том смысле, что без нее Российская Федерация не сможет подобно Российской империи стать лидером в Евразии. Интересно, что несколько дней назад этого американского политолога, семья которого родом с Львовщины, Ющенко наградил орденом князя Ярослава Мудрого.


Тем не менее открыть дорогу Украине в Североатлантический альянс нынешнему американскому президенту будет не так–то просто. План Буша поддерживают восточноевропейские члены НАТО, а Западная Европа во главе с Германией предлагает не торопиться. Берлин отмечает, что большинство украинцев против членства в альянсе. Относительный консенсус можно наблюдать пока лишь в киевской политической элите. Три основные политические силы — «Блок Юлии Тимошенко», «Наша Украина» и даже, как ни странно, оппозиционная Партия регионов имеют пункт о евроатлантической интеграции в своих программах.


По большому счету, Москве сегодня в этом вопросе не на кого опереться в Киеве, кроме коммунистов и других менее крупных партий. Позиция России для западноевропейских государств — еще один контраргумент против того, чтобы начать подготовку к вступлению Украины в альянс. С другой стороны, Москва вряд ли должна слишком надеяться на Европу в предстоящем споре в Румынии, в котором, к слову, примет участие и Владимир Путин. «НАТО может подождать, но не может ждать вечно», — это заголовок редакционной статьи влиятельной британской газеты «Файнэншл таймс» и его можно считать квинтэссенцией европейской мысли по поводу принятия или непринятия Украины в Североатлантический альянс. Для Европы это просто вопрос времени.


В общем, дебаты в Бухаресте обещают быть жаркими. Вступление Украины в НАТО, если не удастся договориться с Россией, определенно не сделает регион безопаснее. Но решать этот вопрос будут сами украинцы.

 

Фото РЕЙТЕР.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter