Источник: Союзное вече
Союзное вече

Преуспели ли российские фармкомпании и производители медоборудования в импортозамещении?

Северный полюс в коробке и вездеход на кнопке

В 2014 году введение европейских санкций стало шоковой терапией для российского фармацевтического рынка. Многие врачи и пациенты были близки к панике. Ведь более 70 процентов препаратов и оборудования закупались за границей. Цены взлетели, и купить жизненно важные лекарства стало непросто.

В хладокамере лучше долго руку не держать – через минуту ее уже можно не спасти
Татьяна МЫСОВА

Тогда чиновники предложили меры, направленные на развитие импортозамещения в сфере здравоохранения. Расширили перечень жизненно необходимых лекарств, законодательно закрепили термины, которые ранее могли трактоваться по-разному (например, биологические и взаимозаменяемые препараты), ужесточили требования к хранению и перевозке лекарств.

Какой это дало эффект, эксперты обсудили на IX Всероссийском съезде работников фармацевтической и медицинской промышленности в Москве.

МОРОЗ ЗАСТУПИЛ НА СЛУЖБУ

Прошлый год  для российских фармкомпаний стал наконец переломным. Впервые за три года кривая пошла вверх. По сравнению с ­2015-м, в 2016 году объем фармацевтического рынка в России, по данным Минпромторга, вырос почти на восемь процентов до 1,21 триллиона российских рублей. А через аптечные сети за весь прошлый год было продано 4,1 миллиарда упаковок лекарств на сумму 611 миллиардов российских рублей, подсчитала DSM Group. Снова рост – на 8,8 процента. В 2017-м тренд сохраняется.

– Сегодня на фармацевтическом рынке доля российских лекарств составляет почти 60 процентов, – отметил президент Союза ассоциаций и предприятий фармацевтической и медицинской промышленности Юрий Калинин. – К 2018 году должно быть не менее 90 процентов.

Импортозамещением активно занялись и производители медоборудования. Холл форума заставлен медицинскими холодильниками российского производства. В камерах с разной температурой можно одновременно хранить и донорскую кровь, и вакцины. Татарстанская компания POZIS, входящая в концерн «Техмаш» госкорпорации ­«Ростех», – крупнейший в России производитель медоборудования.

- За последние десять лет мы выпустили около 200 тысяч морозильников и холодильников для больниц и поликлиник. Техника отвечает европейским стандартам, - рассказывает начальник отдела маркетинга медтехники и выставочной деятельности Вадим Феранцевич. - В 2016 году запустили серии бактерицидных облучателей-рециркуляторов. Ультрафиолетовые лампы очищают воздух на 99,9 процента.

В центре зала - морозильник с надписью «-86». Холоднее, чем на Северном полюсе. При его открытии из камеры клубится густой пар. Засунешь руку - через минуту кисть превращается в ледышку. Это камера для хранения органов, кожи для трансплантаций. На дверце - датчик, который сигналит, если температура внутри меняется. Эта российская разработка по соотношению цены и качества даст фору западным аналогам.

- Наши хладокамеры стоят от 17 до 145 тысяч рублей. Аналогичная европейская техника обойдется от сотен тысяч до миллиона или больше, - поясняет Феранцевич.

КОЛЯСКА - «СКАЛОЛАЗКА»

Новосибирские инженеры привезли на форум свою гордость – инвалидную коляску-вездеход. Кресло с электроприводом может без посторонней помощи подниматься и спускаться по лестницам.

– Аналогичная зарубежная коляска TopChair стоит около 700 тысяч российских рублей, – поясняет «СВ» основатель компании «Катэрвиль» Иван Невзоров. – Наше разработка при проектной стоимости 210 тысяч российских  рублей абсолютно безопасна, ее проходимость выше за счет поворотной гусеничной платформы. Сиденье остается в горизонтальном положении.

Пока это прототип. В планах – серийный выпуск инвалидных кресел на российский и европейский рынок. Инвестор-партнер – компания «Швабе» – уже найден.

Этой инвалидной коляске пандусы не обязательны – она способна взобраться даже по лестнице
Татьяна МЫСОВА

МОЛЕКУЛА - КОЖЕЗАМЕНИТЕЛЬ

Ученые из Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН замахнулись на изобретение чудо-молекулы, которая заживляет раны. Буквально. Выведенный пептид затягивает царапины и порезы без следов и шрамов. На поврежденном месте образуется не рубцовая ткань, а здоровая кожа с подкожно-жировой клетчаткой, волосяным покровом. С помощью этих молекул можно и грипп с ОРВИ вылечить за три дня. Пептиды воздействует и на вирусы, и на болезнетворные бактерии.

ПРОВЕРКА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Программа медицинского импортозамещения содержит более 200 высокотехнологичных проектов, на поддержку которых выделено около 15 миллиардов российских рублей из федерального бюджета. Например, уже сегодня доля российской продукции в области рентгеновской техники и медицинских приборов достигла 80 процентов. Ученые разработали более 120 новых лекарств.

Однако серьезная проблема – контрафакт. Росздравнадзор объявил борьбу с подделками. Одна из мер – по всей стране будут ездить мобильные мини-лаборатории для проверки качества лекарств.

– Такие инспекции будут работать рядом с аптеками и больницами. Любой сможет просканировать упаковку и проверить ее. Это займет три минуты, – рассказал руководитель ведомства Михаил Мурашко.

Единственная лакуна, в которой остается много вопросов, – расходные материалы. Даже шприцы приходится закупать за границей. Есть несколько российских компаний по их производству, но им сложно конкурировать с китайцами.

НАШ ОПЫТ

Каждое второе лекарство – Made in Belarus

Курс на постепенную замену иностранной продукции собственной Беларусь взяла еще в 2008 году. Сегодня доля белорусских лекарств на рынке страны достигает 52 процентов в стоимостном выражении.

По данным Минздрава, по итогам прошлого года объем фармрынка Беларуси немножко снизился – на 4 процента до 637 миллионов долларов. Как пояснила начальник Управления организации производства и перспективного развития Департамента фармацевтической промышленности Минздрава Татьяна Тумеля, снижение объясняется выводом на рынок своих, более дешевых импортозамещающих препаратов.

В Беларуси зарегистрировано более 1500 собственных наименований лекарств. В основном это дженерики – лекарства-аналоги, выпущенные после окончания срока патентов на оригинальные формулы. Врачи утверждают: эффект тот же, а цена – ниже.

– На разработку оригинального препарата уходит не менее десяти лет, финансовые затраты на его получение и вывод на рынок оцениваются в среднем в 500 миллионов долларов и больше, – поясняет Татьяна Тумеля. – Дженерики обходятся гораздо дешевле – в два-три раза, а иногда и в 20–30 раз. Качество при этом не страдает.

Медпрепараты в Беларуси выпускает 31 предприятие, из которых 16 имеют сертификаты GMP – Надлежащей производственной практики. В Беларуси реализовано 25 инвестпроектов по производству лекарств, в ближайшие два года будут закончены еще десять.

ДОСЛОВНО

Сергей ЦЫБ, заместитель министра промышленности и торговли России:

– Не надо молчать об успехах производителей. Меры поддержки, существующий инструментарий работают. Это подтверждают цифры. Сравните 2014 и 2016 годы. Объем производства лекарств вырос на 100 миллиардов российских рублей. Рынок растет на 15%, а производство лекарств на 25%.

Объем контрактов по закупке лекарств без посредников составил 13 миллиардов российских рублей, по закупке медицинских изделий – около 9 миллиардов.

Одна из целей 2017 года – поддержка производителей фармсубстанций и компаний, нацеленных на глубокую локализацию своих продуктов.

Статистика

891,5 млн бел. рублей (476 млн долларов) – объем производства лекарственных средств в Беларуси в 2016 году.

70% от этого объема обеспечивают государственные фармпредприятия.

115 млн долларов – экспорт лекарств из Беларуси.

12% – рост экспорта.

29 стран закупают белорусские лекарства.

Татьяна МЫСОВА, Ольга САРУХАНОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter