Сеульский проект. Искоренение коррупции в одной отдельно взятой стране

В опубликованной 10 сентября программной статье «Россия, вперед!» Президент РФ Дмитрий Медведев назвал «вековую коррупцию» одной из главных бед России.

Эти слова президента подтверждает печальный факт: в 2008 году в ежегодном рейтинге Transparency International Россия заняла  по  уровню  коррупции 147-ю позицию из 180 вместе с Бангладеш, Кенией и Сирией.
По словам спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова, коррупция – это зло, «с которым каждый гражданин сталкивается в повседневной жизни и которое, между прочим, серьезно портит репутацию страны и подрывает ее конкурентоспособность». По словам Б. Грызлова, «справиться только правоохранительным органам с коррупцией нереально, тем более что есть элементы коррупции и в самой правоохранительной системе». Он высказался за компьютеризацию оформления различных документов, чтобы свести к минимуму личные контакты граждан с чиновниками, и торгов по распределению государственных заказов. Б. Грызлов заявил, что депутаты Госдумы будут настаивать, чтобы в рамках реализации Национального плана по борьбе с коррупцией больше внимания уделялось прозрачности всех процедур, связанных с обеспечением жизнедеятельности человека. «Мы понимаем, что чем больше субъективных прав у чиновников, тем больше простора для коррупции», – сказал он.
…Два года назад автор этих строк, беседуя с президентом Фонда поддержки законодательных инициатив Григорием Томчиным, попросил прокомментировать сделанное им заявление: «Чем меньше функций у чиновника, тем меньше коррупция». Как сделать эту функцию меньше?
По словам Г. Томчина, долгое время считалось, что никак. Но, оказывается, есть в мире положительный опыт. Еще не так давно Южная Корея была одной из самых коррумпированных стран, пока мэр Сеула Гох Кун не прописал для всех чиновников регламент оказания услуг. Всего получилось 56 видов услуг, начиная от самой сложной – разработка инвестиционного проекта и заканчивая элементарной – выдача справки, к примеру, в домоуправлении. Регламент был широко обнародован и любой гражданин мог легко с ним ознакомиться. Главное здесь, что регламент был прописан со стороны клиента. Допустим, поступает заявка,  по которой задействованы 10 чиновников. Каждому чиновнику четко прописано, что он проверяет, в какие сроки установлен исчерпывающий перечень, по которому может быть принят отрицательный ответ. После этого сам клиент осуществляет контроль за движением своего документа. Он может в любое время зайти на нужный ему сайт и увидеть, у кого конкретно находится его бумага и в каком виде. Если он видит, что ответ просрочен или отказ не вписывается в установленный перечень, то ставит чиновнику красный флажок. А мэр, придя на работу, включает компьютер и считает количество красных флажков. Дальше проверка. И ежели три красных флажка были чиновником «честно заработаны», то он без всяких колебаний увольнялся!!! Начало этой работе было положено в 1999 году, тогда же была запущена сеульская программа под названием OPEN. Постепенно количество чиновников уменьшилось в три раза, так как выяснилось, что их должности просто не нужны! Кстати, некоторые чиновники попали под суд. И Сеул признали самым некоррумпированным городом мира. А ООН признал «Сеульский проект» самым лучшим по борьбе с коррупцией. 
– Так что же мешает России перенять «Сеульский проект»?
– Обсуждался этот проект на Комиссии по административной реформе, и вроде бы все согласились с его эффективностью. Правда, следует добавить, что комиссия эта заседала три года назад… Впрочем, в России тоже предпринимаются попытки создать административные регламенты в правительстве. Но российские регламенты по сравнению с Сеулом «развернуты» в другую сторону. В России даются сроки и формы по докладу наверх. То есть чиновник докладывает и контролируется другим вышестоящим чиновником, а не клиентом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter