«Сетра» - это ретро?

Пока   заграничный   чудо-транспорт   не   развалится   в   турне   на   части,   совесть   у   руководителей   турфирм   не   проснется...

Пока   заграничный   чудо-транспорт   не   развалится   в   турне   на   части,   совесть   у   руководителей   турфирм   не   проснется... 

Занятный блицопрос я провела на излете туристического сезона, а он в эти дни как раз заканчивается, в кругу своих знакомых и близких.  Тех, кому повезло вернуться живыми и невредимыми из Италии, Франции, Восточной Европы. Пытала я их на предмет  моей излюбленной темы туристического сервиса (сама, признаться, неоднократно становилась жертвой того самого «ненавязчивого»). Результаты знакомства с мнениями людей самых разных профессий, доходов и возрастов не ко Дню автомобилиста и дорожника будь упомянуты. 

Все они, как сговорившись, были на редкость единодушны: «Все бы ничего, но АВТОБУУУС!!!» Нет-нет, речь не шла о кособоких венгерских «икарусах» — наш турбизнес, к счастью, забыл о них как о страшном сне. Недовольство вызывали уже «неопланы» да «сетра», прибывшие в Беларусь из-за границы уже основательно б/у. 

К своим собеседникам охотно присоединилась и я. Помню, как сейчас, с каким энтузиазмом вся моя семья в шесть утра июльского дня, уезжая в Чехию, устремилась к сверкающему двухэтажному «мерседесу» еврокласса — цвет и номер были так похожи на указанный в  фирме! Ан нет, он уходил со стоянки на Дружной в Испанию. После увиденного великолепия в свой «неоплан» мы погружались без былого воодушевления – был он изрядно потертый, непрезентабельный. Не то чтобы  рассчитывали на некие элитуслуги, но за достаточно дорогую путевку хотелось получить и достойный сервис, который в путешествии начинается именно с автобуса. 

Впрочем, до места назначения добрались без приключений – так, пару раз наш «неоплан» заглох в пути, но исправляли неполадки быстро. А спустя две недели даже пожалели, что были так несправедливы к первому автобусу. Второй – уже «сетра», что увозил нас с курорта, — был с виду еще потрепанней, внутри то и дело что-то отваливалось, на сиденьях — грязные накидки, кондиционеры не работали. А тут еще нервничал водитель: что-то не ладилось с… тормозами. 

Но наши переживания и сравнить нельзя было с теми, что перенесла, следуя на автобусе по маршруту Минск—Краков, моя приятельница Наташа. Чудо-транспорт начал разваливаться по частям еще на брестской трассе, и, если бы не польские товарищи, подогнавшие новенький «неоплан» к границе, неизвестно еще, какие злоключения поджидали бы белорусских вояжеров на просторах Польши. 

Любопытное наблюдение из жизни — наших соотечественников за границей очень легко опознать, стоит посмотреть, на какой технике они прикатили в то или иное государство. В сравнении с ней автобусы, на которых с явным превосходством разъезжают немцы, итальянцы и другие туристы по тем же маршрутам, кажутся какими-то космическими пришельцами. 

— Купить подобный автобус для фирмы – вещь невозможная. Это что-то около 80—100 тысяч долларов. Что вы, кто на такое решится! Лучше сэкономят, — призналась в приватной беседе сопровождавшая нас по Чехии руководитель группы. 

— Ну хоть в Испанию в следующем году мы поедем на приличном авто? Готовы и с вашей фирмой – вы ведь нас ни разу не подставили! 

— К сожалению, вряд ли. Может, чуть-чуть будет лучше, чем этот. В развитых странах, конечно, требования к автобусам, перевозящим туристов, более строгие, но пока нас пускают и так. 

— Но мы же видели в Минске на Дружной ничего такой транспорт. 

— Не знаю, не знаю, в нашем агентстве такого нет… 

В Департаменте по туризму Минспорта  и туризма Беларуси не скрывают — уже долгое время проблема транспортного обслуживания туристов самая острая. Сегодня в республике примерно из 1260 туравтобусов, которые имеют лицензию на осуществление международных туристических перевозок, большая часть – 10-летние «старички» в лучшем случае. А каждая третья жалоба, поступившая в это ведомство, связана с плохим транспортным обслуживанием, как то: поломки, задержки отправлений, некомфортные условия…   

— Как такового контроля качества транспорта, который предлагают турфирмы своим клиентам, в Беларуси нет, — не порадовали и в Управлении отдела по безопасности на транспорте и лицензированию Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси. – Конечно, в случае ДТП тут же организуется рабочая выездная комиссия от нашего ведомства. А вообще, все на совести турфирм – агентства получают лицензию на 3—5 лет, и все это время только они контролируют качество и безопасность пассажирских перевозок... 

У меня, правда, есть смутные подозрения, что любители недорогих заграничных автобусных туров, коих у нас большинство, не станут вдруг апеллировать к чувствам и гражданской сознательности руководителей частных агентств, упорно не желающих раскошеливаться на «сетра» да «мерседесы» евростандарта для перевозки экскурсионных групп. Скорее всего, они, как и прежде, будут рады любой возможности — хоть на хромой телеге, хоть на драндулете  — выехать за пределы отечества, чтобы потом взахлеб в узком кругу посвященных рассказывать о пережитых приключениях. 

«И все бы ничего, но АВТО-БУУУС!» — обязательно скажут они между делом. И будут говорить снова и снова, до той поры, что ли, пока совесть у руководителей турконтор не проснется?.. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter