Сети вписались в формат

О развитии продовольственных дискаунтеров

Обидеть покупателя проще простого. Достаточно поднять цены на товары в супермаркете или плохо обслужить — и клиент уйдет за покупками в другой магазин. Но бывает и так: хорошая вроде бы инициатива владельца торгового заведения вызывает явное отторжение у потребителей. И на что пенять — на собственный просчет или косность мышления покупателя? К таким случаям относится внезапная смена формата магазина: человек, привыкший к определенному ассортименту, не всегда готов принять новую реальность.

Нечто подобное случилось с сотнями жителей Советского района Минска — в двух шагах от их домов вместо обычного сетевого гипермаркета начал работу дискаунтер, проект того же ретейлера, но в другом формате. Он предлагает товары по ценам ниже средних рыночных благодаря снижению издержек: персонал минимизирован, интерьер торгового зала и выкладка товаров предельно упрощены. Казалось бы, хорошо, когда под боком есть продмаг с демократичными ценниками, — не нужно гоняться за скидками. Однако парадокс: далеко не все покупатели довольны. Мол, ассортимент продукции стал более скромным, а паллетная выкладка навевает ассоциации со складом. Происшедшую с магазином метаморфозу местные жители начали обсуждать в соцсетях. Посетовали, что узкий ассортимент — это чуть ли не возврат во времена СССР, когда в гастрономах продавали лишь водку, хлеб, масло, крупу да селедку. Пожурили местные власти: почему никто не посоветовался с населением? Попеняли на «недальновидность» хозяев торговой точки: неужели в районе с современной многоэтажной застройкой нужен именно дискаунтер? Мол, тот, кто нашел деньги на новую квартиру, не будет гнаться за дешевизной, а предпочтет магазин с более широким выбором товаров, пусть и подороже.

С подобной оценкой явно не согласился бы генеральный директор торговой сети Андрей Зубков, который совсем недавно заметил: компания довольна первыми результатами работы дискаунтеров и получает положительные отзывы. И добавил, что мини–дискаунтер предлагает набор продуктов, обеспечивающий базовые потребности семьи: ассортимент включает 1.800 позиций (в том числе молочные, мясные и колбасные изделия, свежие овощи и фрукты, непродовольственные товары). Тогда как у стандартного такого магазина — 2.700. Сеть подобных заведений ретейлер планирует расширять: если к началу ноября в стране работало 60 дискаунтеров в 26 городах, то к концу ноября их будет около 100. Значит, все же пользуются спросом и торговая сеть угадала с актуальным форматом? А что же тогда делать с почитателями иных магазинов?

Наверное, не нужно торопиться со скоропалительной оценкой переформатирования магазинов. Наши покупатели, по большому счету, пока по–настоящему так и не прочувствовали дискаунтеры. Первый подобный торговый объект открылся в Минске в середине прошлого десятилетия — это, если кто помнит, был дискаунтер «На недельку». Однако создать широкомасштабную сеть экономичных супермаркетов тогда не получилось: появились многочисленные конкуренты, в том числе гипермаркеты с торговыми залами европейского уровня, мало похожими на склады. Сейчас же, когда покупатель начинает ценить каждую копейку, формат дискаунтера вновь может оказаться востребованным — видимо, так рассудили в крупнейшей торговой сети и не ошиблись. Более того, подчеркивают: благодаря ему средние цены у них в целом к концу года будут ниже на 1%, чем в январе.

Есть и еще один важный момент. Пора массового строительства крупных торговых объектов в Беларуси, похоже, подходит к концу. Скажем, в первом полугодии в Минске было введено только три таких центра. На этом фоне сетевые ретейлеры продолжают осваивать формат «магазинов у дома», вынуждая уходить с рынка многих несетевых игроков, и главное, что они могут предложить, — низкие цены. Интерес к перепрофилированию небольших точек по торговле продовольствием у бизнеса также имеется. Свидетельство тому — открытие летом в столице первого магазина нидерландской сети Spar, при этом приобретатель франшизы (кстати, еще один известный белорусский сетевой ретейлер) озвучил планы по открытию 60 подобных объектов. Первенцем стал небольшой магазин шаговой доступности, но он не превратился в дискаунтер. Здесь упор был сделан на удобстве — и совершения покупок, и собственно пребывания в заведении.

С розничными сетями все понятно — они развиваются и модернизируются. Увы, не всегда в угоду тем, кто приспособился к прежнему формату магазинов и стабильному ассортименту товаров на прилавках. Можно ли что–то противопоставить преобразованиям, если они действительно в ущерб солидной группе постоянных покупателей? Думается, наилучший выход как раз в духе рыночных отношений — голосование рублем. Тогда бизнесмены поймут, что их не поняли, довольно быстро. А если недовольство ограничится разговорами — значит, не так уж этот новый формат и страшен.

nesterov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Ирина, 58, Ул. Некрасова
Как житель именно того района где в один день Евроопт сменил свой формат на Брусничку могу сказать что была очень разочарована такому решению. Я прекрасно понимаю что у собственников есть свои планы и видение развития, но насколько обосновано в одном районе на расстоянии 300 метров открывать два магазина Брусничка? Причём если один магазин с малым торговым залом ещё вписывается в за декорированный формат, то новый магазин с большим торговым залом сильно проиграл по сравнению с тем что было. Сегодня он действительно вызывает ассоциацию с убогими магазинами 90-х. Количество торговых полок уменьшено, но и это не спасает , чтобы заполнить пустоту торговые полки заставлены одним и тем же товаром. Совершенно нет выбора детских молочных продуктов, йогуртов,молока. А чтобы заполнить пространство в торговом зале  выставлены в несколько рядов вверх ящики с вино- водочными изделиями, вот тут ассортимент очень обширный. Возникает вопрос для кого этот магазин шаговой доступности? Для любителей выпить?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости