Какие сегодня проблемы в мелиорации и как их решать?

Сети просят вложений

Весь узел проблем на примере одного из самых характерных для отрасли районов – Любанского
ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ!

Будущей весной исполнится 90 лет знаменательному событию в сфере мелиорации. Группа демобилизованных красноармейцев высадилась на острове среди Марьинских болот в Любанском районе и начала их осушение. Вскоре местные крестьяне, которые вначале не верили в успех дела, приходили на поле, чтобы пощупать хлебный колос, выросший на месте, где раньше тонули коровы. С тех пор в Беларуси осушено 2,9 миллиона гектаров переувлажненных земель — треть от всех сельхозугодий. Без них невозможно было бы сегодняшнее изобилие продуктов.

Но это не только избавленная от влаги земля, а и огромное хозяйство, которое требует постоянной заботы. Как обеспечить работоспособность мелиоративных систем? Где в первую очередь вести реконструкцию и ремонт? Какая техника в распоряжении мелиораторов? Как живут мелиоративные организации, каковы там условия труда и быта, заработки, где ищут дополнительные источники доходов вне своей отрасли?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с работой отрасли, читатели найдут в нашей новой рубрике «Мелиоративный ренессанс». Кто не знает:  ренессанс — это возрождение. Термин, на наш взгляд, очень подходящий к состоянию отрасли. Возмемся за это дело вместе!

Третьего апреля нынешнего года Президент на совещании по вопросам развития села заявил: «Мелиорация — это вопрос номер один, который мы должны решать, если не хотим загубить сельское хозяйство. «Туча» мелиорированных земель запущена. Их нужно ввести в севооборот».



Наиболее типичны эти проблемы в Любанском районе, откуда много десятилетий назад начиналась борьба с переувлажнением почв, а сейчас более двух третей сельхозугодий размещены на мелиорированных землях, 18 процентов которых требуют реконструкции.

За четыре последних года местное предприятие мелиоративных систем дало вторую жизнь 3 тысячам гектаров осушенных ранее земель, проведена реконструкция закрытой и открытой сети. Сегодня такая работа требуется еще на 11 тысячах. Если продвигаться такими темпами, не хватит и десяти лет. Причем к тому времени понадобится браться за дополнительные поля.

В некоторых хозяйствах возрождать требуется значительные площади мелиорированных земель. Например, в экспериментальной базе «Любанская» — 1350, ОАО «Заболотский» — 1400 гектаров. Но больше всего в ОАО «БВО» — почти 2000 гектаров. Кстати, именно здесь возле деревни Коммуна на месте Марьинских болот 90 лет назад велись первые мелиоративные работы.

Сегодня главный агроном ОАО «БВО» Андрей Воробей не скрывает: сеть работает плохо. Вода застаивается на полях, весной задерживается сев, после обильных дождей на некоторые участки техника не может заехать.

Почему восстановление затягивается? Директор Любанского ПМС Владимир Жартун поясняет: предприятие не может нарастить объемы реконструкции. Они зависят от количества выделяемых из бюджета средств. Закрытый дренаж здесь укладывает одна машина. Если чуть возрастут объемы, проще пригласить субподрядчиков, как это происходит сейчас, чем покупать вторую. Нет уверенности, что она в будущем получит хотя бы частичную загрузку.

Расценки в отрасли стоят на месте четыре года. По отдельным видам работ они явно низкие, считает Владимир Жартун. Что делать? Руководство нашло выход в стимулирующей оплате труда. Если норма перевыполнена на 25 процентов, доплачивается 30 процентов премиальных, на 40 — плюс 50, свыше 40 — 100 процентов. Приходится идти на это, чтобы удержать кадры.

Недостаток средств сказывается и на работе открытой сети. В районе 3 тысячи километров мелиоративных каналов. Чтобы обеспечить регулярный сток с полей излишней влаги, их надо постоянно обкашивать, желательно пару раз за сезон, а также очищать от ила. У предприятия для этого 11 экскаваторов и 10 тракторов с косилками. По словам главного инженера Александра Хотько, их хватает на то, чтобы обкосить только половину сети — полторы тысячи километров. Но это вовсе не означает, что через год работы будут проведены на второй половине. В первую очередь растительность убирается со значимых каналов: вблизи населенных пунктов, вдоль важнейших дорог, а также тех, через которые проходит наибольший поток воды. Там надо косить ежегодно по 2—3 раза.

В результате на некоторых объектах работы не проводятся по несколько лет, и они зарастают не только рогозом, но и древесно-кустарниковой растительностью. Когда же наконец доходят руки, сначала все это надо вырубить и сжечь, что требует немалых затрат. Проблема еще и в том, что деревья, кусты, рогоз приносят вред мелиоративной системе. Значительно ухудшается ее пропускная способность, влага остается на полях, идет повторное заболачивание. Чтобы постоянно обрабатывать все 3 тысячи километров каналов, надо в 2,5 раза больше тракторов с косилками. Но для этого требуется соответствующее финансирование, которого пока нет.

Хочу сразу пояснить: недостаток денег на мелиорацию Любанщины, как и других районов, не от неправильного распределения бюджета. Существенно увеличить поток средств в отрасль пока невозможно. В первую очередь из бюджета финансируется социальная сфера, армия, милиция, важнейшие госпрограммы. А на мелиорацию и некоторые другие сферы — то, что остается. Вывод: когда значительно увеличится ВВП, в бюджет станет поступать больше налогов, тогда и мелиорации больше достанется.

Но даже если представить, что вдруг появятся деньги на очистку всех трех тысяч километров каналов, сделать это опять же невозможно, полагает директор Владимир Жартун. Даже не надо покупать дополнительные тракторы с косилками, можно ведь и на имеющихся организовать работу в три смены. Но проблема в том, что за руль посадить некого. Сейчас не хватает механизаторов и экскаваторщиков даже для работы в одну смену. В Любани на промышленных предприятиях и в строительных организациях зарплата примерно одинаковая. Никто кадры друг у друга деньгами не сманивает. Рабочих рук элементарно нет. Правда, если быть точным, люди все-таки есть. Но они ищут нелегальную работу за границей. Особенно с весны до осени. А ближе к зиме возвращаются и не прочь устроиться в ПМС. Но в это время и своих сложно загрузить работой. Так что никого не берут.

Глянем на зарплату. В среднем по предприятию она за сентябрь 725 рублей. Экскаваторщик Александр Петрушеня получает примерно столько же. Его это устраивает. Так же, как и тракториста на обкосе каналов Николая Егошина. Механизаторы Илья Короленя и Сергей Барисевич говорят, что в Любани большей зарплаты нет, поэтому пришли в ПМС. Однако и здесь не без проблем. Расценки в отрасли стоят на месте четыре года. По отдельным видам работ они явно низкие, считает Владимир Жартун. Что делать?

Руководство нашло выход в стимулирующей оплате труда. Если норма перевыполнена на 25 процентов, доплачивается 30 процентов премиальных, на 40 — плюс 50, свыше 40 — 100 процентов. Приходится идти на это, чтобы удержать кадры.  Стремятся экономить на перевозках людей в попутном направлении. Или за счет увеличения рабочего дня летом. За месяц может выйти объем работ, планируемый на полтора. А транспортные расходы остались на уровне месяца.

Однако на какие бы ухищрения в пределах дозволенного ни шло руководство ПМС, проблема расценок не снимается. Ждать ли перемен к лучшему? В государственном объединении по мелиорации земель, водному и рыбному хозяйству «Белводхоз» сообщили: идет разработка новой методики расчета выполненных работ. Нормы будут близки к теперешним, но люди станут получать больше. Правда, понадобится какое-то время для внесения изменений в нормативные документы.

Между тем есть и проблемы, ранее не свойственные этой сфере. Например, злейшими недругами мелиораторов стали бобры. Они появляются там, где на каналах начинают расти деревья. Валят их, создают плотины. В результате уровень воды резко поднимается, отток с полей прекращается. Вот и снова заболачивание. Бобры также разрушают дамбы, делают там норы.

Инженер по кадастру ПМС Вячеслав Алматов рассказал: звонят руководители или специалисты хозяйств, говорят, что на поле слишком много воды. Значит, поблизости бобры в очередной раз построили плотину, надо ехать разбирать. Разрушили, а через несколько дней зверьки возвели заново. За год приходится убирать до 30 запруд. Мелиораторы — сторонники более активного уничтожения бобров.

И все же главная проблема, которая больше всего волнует Владимира Жартуна, — состояние реки Орессы, в которую через каналы попадает вода с мелиорированных земель. Она чрезмерно заилена, из-за этого уровень воды повышен. Популярно выражаясь, река подпирает каналы, а они — закрытую дренажную сеть. В результате вода медленнее, чем требуется, сходит с полей. Почему это случилось?

Полвека назад построен рыбокомбинат «Любань». С тех пор при отлове рыбы вода вместе с илом сбрасывается в Орессу. Местами река уже заилена на полтора-два метра. ПМС пробовало чистить отдельные места, большого эффекта это не дало. Правда, был разработан проект полной очистки. Но подсчитали: для воплощения его в жизнь требуется огромная сумма. Поскольку надо чистить более 50 километров русла, возможно, в этой ситуации надо разработать пошаговую стратегию: убирать ил ежегодно, допустим, на протяжении пяти километров. Иначе проблема будет усугубляться.

В ТЕМУ

По стране 22 тысячам гектаров осушенных земель с начала года подарили вторую жизнь. На такой площади проведена реконструкция мелиоративной сети. До конца года прибавится еще 13 тысяч.

Как сообщил заведующий сектором кормопроизводства и мелиорации главного управления растениеводства Минсельхозпрода Иван Лазовский, на начало нынешнего года реконструкция требовалась на 356 тысячах гектаров. К концу года цифра станет на 10 процентов меньше. На проведение всех видов мелиоративных работ в 2018-м из госбюджета выделяется 141 миллион рублей. С учетом инфляции примерно на уровне 2017-го. За три квартала израсходовано почти 75 процентов. Есть гарантия, что до конца года все деньги будут освоены.

По подпрограмме «Сохранение и использование мелиорированных земель» Государственной программы развития аграрного бизнеса в Беларуси на 2016—2020 годы на пятилетку предусмотрено финансирование в объеме 927,7 миллиона рублей, в том числе средства республиканского бюджета —  553 миллиона, местных бюджетов — 374,7 миллиона.

В ЧЕМ СИЛА ГЕКТАРА?

По данным ученых Института мелиорации НАН, своевременное выполнение ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах дает прибавку 9 центнеров кормовых единиц с гектара.

После реконструкции мелиоративных систем урожайность возрастает  в 1,3—3 раза по сравнению с первоначальной.

Если внести в оптимальные сроки необходимое количество минеральных и органических удобрений и соблюсти технологию производства, на осушенных торфяниках можно получать до 70 центнеров кормовых единиц с гектара.

gedroiz@sb.by

Фото из архива предприятия
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter