Кстати, в наших райпо, как я заметил, ассортимент товаров представлен преимущественно отечественный. Это не только разного вида салаты в общепите, квашения, но также продукция нашего производителя в универсамах и хозмагах. В Калинковичском райпо удельный вес товаров отечественного производства составляет 96, в Логойском — 90 процентов. Вся система потребительской кооперации выступает крупным покупателем продукции белорусских предприятий.
Но когда будут продвигать свое торговые сети? Пока же, прочно обосновываясь в глубинке, они тянут за собой к сельскому жителю неизвестно чем обработанные польские яблоки и другую сельхозпродукцию. Зачем? У нас ведь и своего производителя хватает, и он также готов отдавать едва не за копейки выращенный урожай. Но, похоже, маркетинговая стратегия ретейла — закуп товара большими партиями и по более низкой стоимости.
На внутреннем рынке катается, как сыр в масле, немало импортных продуктов некритического импорта. Взять хотя бы яблоки. По данным Национального статистического комитета, только в первом полугодии 2018 года доля отечественных в розничном товарообороте 19,7 процента. В конце прошлого года Министерство антимонопольного регулирования и торговли приняло постановление № 77, согласно нормам которого ассортимент белорусских яблок в магазинах должен увеличиться в 2 раза. Ведь овощи и фрукты — это ниша для нашей продукции в первую очередь. А, поощряя максимальный импорт некритических товаров, ретейлеры, сами того не понимая, в какой-то мере формируют покупательские предпочтения.
В Беларуси 61 сельхозпредприятие занимается выращиванием яблок. Для облегчения их сбора и ухода за садом наши ученые разработали практически весь шлейф техники, на госсортоиспытание передаются новые сорта. Польские яблоки, как и египетский картофель, при возросшем числе хранилищ в сельхозпредприятиях, а тем более после высокоурожайного сезона не должны оставаться основными в овощном отделе. Они имеют право быть выставлены, но лишь для того, чтобы подстегивать наших производителей. Создавать на рынке конкуренцию, а не костяк продаж. В Европе-то своего производителя холят сами же покупатели. Мой все тот же знакомый фермер безуспешно пытался продать в Польшу капусту в три раза дешевле, чем продают немцы. Не взяли. Ладно, поляки. Но мы-то ведь от своего производителя не должны закрываться, а, наоборот, развивать. Тем более что наша продукция натуральная. Может, яблоки быстро портятся, но зато они вкусные.