Два взгляда на недавний глобальный сбой в интернете

Сети попали в ловушку

На этой неделе произошел крупнейший сбой в истории интернет-сервисов — мир временно лишился Facebook, WhatsApp, Instagram. Пользователи также жаловались на плохую работу других крупных сервисов. Позже инженеры Facebook объяснили: перебои были вызваны изменениями конфигурации магистральных маршрутизаторов, но проблема решена. Однако шок от случившегося, похоже, до конца пока так и не прошел: слишком много людей лишились привычных средств коммуникации. Но так ли страшен черт, как его малюют? Мнения редакционных спорщиков разделились. Первый считает, что не надо драматизировать ситуацию и преувеличивать роль соцсетей и мессенджеров в жизни современного человечества. Второй же убежден, что в эпоху цифровизации даже временное лишение важных каналов коммуникаций — как минимум удар и по информационной безопасности, и по бизнесу, чья деятельность так или иначе связана с необходимостью всегда быть на связи с партнерами и клиентами. Интересно, чья точка зрения окажется ближе нашему беспристрастному рефери?

Фото  pexels.com

Возвращение в реальность

«У меня нет ни Facebook, ни «Твиттера». Чем меньше я сорю бессмысленной информацией, тем более счастливой девушкой я становлюсь»

(Скарлетт Йоханссон, американская актриса и певица).

Хочу сразу же обозначить свою твердую позицию по поводу глобального сбоя: вряд ли кто-нибудь поднимал бы большой шум по поводу столь «эпохального» события, если бы не СМИ. Во всяком случае, люди, которые не зависают сутками в соцсетях и мессенджерах, без особых проблем пережили эти несколько часов. А таких, Рома, явно больше половины населения. Не веришь? Просвещу. Согласно итоговому отчету Digital 2021, выпущенному компанией DataReportal совместно с We Are Social и Hootsuite, количество пользователей социальных сетей на планете к началу года превысило 4,2 миллиарда человек, это 53 процента населения земного шара. В Беларуси соцсетями пользуется всего 41 процент жителей. При этом активное ядро аудитории Facebook в нашей стране составляет 320 тысяч человек (пользователи Facebook Messenger) — лишь 4 процента от аудитории интернета старше 13 лет. Активная аудитория Instagram в Беларуси — 2,5 миллиона пользователей. Убежден, далеко не всем из этого количества замолчавший ресурс необходим ежеминутно. Сбои в работе сервиса — хороший повод заняться другими, более продуктивными делами, что, уверен, многие и сделали.

Вот если по-житейски рассуждать, кто больше всего пострадал от октябрьского глобального сбоя? В первую очередь интернет-зависимая аудитория. Так ведь ей это только на пользу: уткнувшись в гаджеты, эти люди света белого не видят, общаются лишь посредством мессенджеров и ленятся очно общаться с друзьями и родными. Хочется верить, что кое-кто из них задумался: может, все-таки позвонить, а еще лучше — встретиться?.. Разумеется, в минусе оказались блогеры, которые из-за того, что Facebook и Instagram не работали несколько часов, не сумели выполнить контрактные обязательства перед рекламодателями. Ну так это личные проблемы тех, кто зарабатывает на других, за сущие копейки пользуясь разработками третьей стороны — продвинутых айтишников. Честно скажу, Рома: блогеров-то как раз и не жалко. Они должны просчитывать все риски своего бизнеса.

А еще этот сбой продемонстрировал, что зацикленность людей на каком-то одном способе коммуникаций (пусть даже очень удобном и привлекательном) крайне опасна. Хорошо еще, что в том же интернете существует конкуренция, и пользователи зависших сервисов начали искать альтернативные пути взаимодействия. Twitter даже оставил шуточную запись — «Привет буквально всем» — на собственной странице, имея в виду, что из-за сбоя люди стали активно регистрироваться. Разумеется, шестичасовая заминка — это не тот случай, чтобы доверие к тому или иному сервису было полностью подорвано. Но это сигнал: надо быть более бдительными. И бережно относиться к аудитории: все мы помним недавний скандал, связанный с деятельностью инсайдера в том же Facebook. Бывшая сотрудница компании обвинила детище Марка Цукерберга в эксплуатации чувств страха и ненависти для стимулирования активности в соцсети ради извлечения прибыли. А еще в начале октября в СМИ появилась информация о том, что в даркнете продается база данных, содержащая свежие персональные сведения 1,5 миллиарда пользователей Facebook. Не слишком ли много, так сказать, побочных эффектов от тотального погружения в соцсети?..

Знаешь, Рома, что еще порадовало? Аналитики онлайн-ретейлера Wildberries подсчитали, что масштабный обвал Facebook, Instagram и WhatsApp вынудил оставшихся без соцсетей россиян раскупить различные товары для домашнего досуга. В злосчастный день 4 октября продажи телевизоров по сравнению с предыдущим днем выросли на 39 процентов, проекторов для просмотра фильмов — на 84 процента, синтезаторов — на 103 процента, аудиокниг — на 132 процента. К сожалению, никто не смог подсчитать, сколько людей наконец-то надолго оторвали свои взгляды от экранов и увидели, как интересен и разнообразен реальный мир. Надеюсь, что таких людей немало. Так что хватит паниковать по поводу интернет-сбоев. Они были, есть и будут. Пора наконец-то возвращаться в действительность, здесь тоже интересных дел невпроворот.

Александр ­НЕСТЕРОВ

nesterov@sb.by

Избавление от зависимости

«Идите, идите по лестнице, которая называется цивилизацией, прогрессом, культурой, — идите, искренно рекомендую, но куда идти? Право, не знаю. Ради одной лестницы этой стоит жить»

(Антон Чехов, писатель).

Как ты сказал? Люди пользуются мессенджерами, потому что… ленятся встречаться с родными? Смешно. Мне это напоминает известный анекдот: «Как говорит моя знакомая — «Не поленитесь, слетайте на Мальдивы!» Да-да, только лень отделяет меня от Мальдив…» Александр, люди не ленятся встречаться, они просто не успевают. Ритм жизни такой: крутись, вертись, зарабатывай, учись, развивайся… Тут порой времени на сон не хватает, не то что на обстоятельные многословные беседы у самовара. Поэтому сетевые средства коммуникации — палочка-выручалочка в такой ситуации. Они позволяют не потерять связь с окружающими окончательно, дают возможность в любой момент перекинуться с друзьями и близкими хотя бы парой слов. А социальные сети не дают оказаться в информационном вакууме. С их помощью мы постоянно находимся в толпе собеседников, противостоим одиночеству и оторванности от мира. Поэтому да, для многих остановка работы этих привычных инструментов всего лишь на шесть часов — уже почти катастрофа. Представь на секундочку, что на тот же срок отключилось, например, электричество по всему миру. Что будет? Хаос и массовое мародерство под покровом темноты.

Впрочем, моральные потери миллионов людей от приостановки соцсетей и мессенджеров подсчитать сложно. Гораздо проще оказалось определить реальный денежный урон от глобального сбоя. В первую очередь упали фондовые рынки: биржевые индексы множества высокотехнологичных компаний рухнули на 1—2,2 процента, а тот же Facebook потерял 5 процентов стоимости своих акций. Звучит мелко, но на самом деле это колоссальные деньги: основатель компании Цукерберг в одночасье утратил около 6 миллиардов долларов. Я это говорю не для того, чтобы ты пожалел бедняжку Марка, а чтобы показать, насколько глубоко в современный мир проникли высокие технологии: малейшее потрясение в этой сфере чревато гигантскими потерями, и не только для IT-гигантов. Пострадали многочисленные рекламодатели. Утекли в темную часть интернета, как ты верно подметил, персональные данные миллионов пользователей. В общем, последствия настолько серьезные, что этот шестичасовой сбой уже нарекли цифровым апокалипсисом.

Но ты, Саша, делаешь из этого события неверные выводы. Дескать, мы слишком заигрались в цифровой мир, поэтому пора оторвать взгляды от экранов и возвращаться к сермяжным незыблемым методам связи. Зажжем сигнальные костры, погрузимся во времена царя Гороха? Или есть еще флажковый способ, как на флоте в старину… Знаешь, это как если бы человечество в конце XIX века ужаснулось первой автомобильной аварии и решило: нет, братцы, лошадь все-таки надежней! До сих пор бы, небось, на работу в двуколках ездили.

На мой взгляд, происшедшее свидетельствует не столько об уязвимости прогрессивных технологий, сколько о цене, которую мы сознательно готовы платить за то, чтобы жить в комфортном мире. Мы согласны мириться с неизбежными сбоями в компьютерных сетях. Точно так же, как ты миришься с зависаниями твоего смартфона. Это ведь не повод отказываться от столь удобного и многофункционального аппарата, правда?

Мне кажется, что вывод из случившегося должен быть другой. Нам следует отказываться не от соцсетей, а от их привязки к заокеанским и прочим западным серверам. Максимально избегать зависимости от цукербергов. В России об этом уже крепко задумались. Так, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что недавний глобальный сбой продемонстрировал необходимость развивать собственный сегмент информационно-коммуникационных технологий. Это подтверждает и пример Китая. Там все популярные соцсети и мессенджеры (вроде Weibo, WeChat, QQ и Douyin) просто не заметили якобы всемирного локдауна и преспокойно продолжали работу в штатном режиме. Ни китайские компании, ни почти полтора миллиарда пользователей не ощутили никаких негативных последствий.

Роман ­РУДЬ

rud@sb.by

Брейк!

На мой взгляд, Роман слишком категорично воспринял позицию оппонента. Александр вовсе не призывает нас вернуться к лучине. Он обращает наше внимание, что технологии заслонили людей. Мы делаем трагедию из пустячного сбоя в соцсетях, сожалеем о миллиардах далекого Цукерберга или упущенных возможностях блогеров, при этом лишаем себя роскоши общения со своей семьей, друзьями. 

Согласна с Сашей, пора бы нам уже усилить бдительность, в первую очередь сократить показатель экранного времени в своих собственных гаджетах. Кто-то из великих сказал, что мы слишком быстро обменяли общечеловеческие ценности на личный комфорт. Так вот Роман ушел в онлайн с головой. Но при всем уважении, друзья, наш ли это уровень дискуссии, цитирую — «конфигурации магистральных маршрутизаторов»? Что это? О чем это? Я не знаю, например. Поэтому победу в сегодняшнем споре присуждаю Александру — его позиция теплая, человеческая, она мне близка и понятна. 

Виктория ­ПОПОВА. 

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter