Сетевой соблазн

«Всемирная паутина» может повысить прибыльность белорусских предприятий
«Всемирная паутина» может повысить прибыльность белорусских предприятий

Мировой объем он–лайновой торговли по итогам 2004 года может превысить 150 миллиардов долларов! Однако белорусские производители не спешат осваивать этот сегмент рынка. Интернет–сайты у большинства крупных белорусских предприятий есть. Но этим, увы, дело и ограничивается. Около 80 процентов таких сайтов, как говорится, мертвые — они существуют, но не работают, а значит, не приносят своим хозяевам практически никакой пользы. А ведь если подойти к продвижению своей продукции через Интернет серьезно, можно довольно быстро и с наименьшими затратами заполучить рынки сбыта в любой стране мира.

Капремонт Байнета

Сегодня в белорусской части Интернета (Байнете) насчитывается более 12 тысяч сайтов. Из них около 3 тысяч — сайты белорусских предприятий. Казалось бы, не так уж и мало. Однако — увы и ах!.. Лишь несколько сотен из этих 3 тысяч разработаны солидными студиями веб–дизайна. Остальные... Состряпанные за пару дней какими–нибудь студентами, они зачастую не только технически неграмотные, но и абсолютно бесполезные, а иногда даже вредные с точки зрения маркетинга. Например, на главной страничке некоторых сайтов вывешен рейтинг посещаемости — лучшая антиреклама, если сайт не раскручен и не пользуется популярностью.

В соответствии с анализом веб–сайтов 20 белорусских экспортеров, проведенным Министерством иностранных дел, половина не имела версии на иностранном языке. В некоторых случаях ссылка на английскую версию присутствовала, но не работала. Кроме того, были выявлены и ошибки программирования, при которых среди англоязычных страниц попадаются отдельные элементы на русском языке. Редко на каких сайтах можно увидеть информацию о зарубежных клиентах, партнерах или, по крайней мере, странах, куда поставляется производимая продукция. А ведь это имеет большое значение, поскольку косвенно демонстрирует потенциальному заказчику востребованность и конкурентоспособность белорусской продукции. Белорусские предприятия практически не используют на своих сайтах такой распространенный в зарубежной маркетинговой практике инструмент воздействия на клиентов, как предоставление бесплатных обзоров технологий, которые благоприятно позиционируют предлагаемый товар. Например, для экспортера хвойного леса было бы логично разместить аналитический материал, основанный на мнениях авторитетных экспертов, о том, что в ближайший год возрастет доля потребителей, заинтересованных в мебели и изделиях именно из этого материала.

А некоторые сайты, попавшие в обзор МИДа, выглядели и вовсе примитивно, представляя из себя одну статическую веб–страницу с минимумом информации. Поэтому первое, что сегодня нужно сделать, — это «капремонт» сайтов с одной лишь целью: чтобы они привлекали покупателей и — главное — продавали товар. В качестве примера здесь можно было бы привести первые шаги в электронной торговле... белорусского Министерства обороны — структуры, казалось бы, далекой от коммерции.

— В этом году мы представили в Интернете два своих новых проекта: электронная выставка отечественных предприятий военно–промышленного комплекса и Интернет–магазин управления реализации материальных ресурсов министерства. Это наши первые, но, мы уверены, весьма своевременные шаги в области электронной торговли, — поделился опытом на международной конференции по электронной торговле в Минске главный редактор сайта Министерства обороны Андрей Шубадеров. — Уже сегодня наша виртуальная выставка решает ряд таких проблем, как продвижение продукции военного и двойного назначения белорусских производителей на отечественном и зарубежном рынках. Проблема в основном в том, что руководители некоторых предприятий, выпускающих такую продукцию, не понимают, зачем им это нужно.

В свою очередь, Интернет–магазин предлагает товары, высвободившиеся от использования в армии и рекомендованные к продаже: начиная от камуфляжа и заканчивая техникой.

Реальные деньги виртуального маркетинга

Разработка качественного сайта — это полдела. Второй и куда более затратный этап — реклама этого продукта. Зачем? Кому надо и так отыщут. Подобное мнение, как показывает практика, очень и очень недальновидное. Ведь в мире сегодня существует более 60 миллионов различных сайтов. Так что без соответствующей рекламы созданный предприятием сайт рискует оказаться иголкой в стоге сена. «Сделать сайт и не рекламировать его, — сказал председатель совета директоров tut.by Юрий Зиссер, — это все равно, что отпечатать цветные буклеты и никому их не показывать».

Сегодня в большинстве случаев потенциальные покупатели могут получить выход на сайты белорусских экспортеров, только если им известно название предприятия. Поиск по номенклатуре выпускаемой продукции в поисковых системах не дает результатов. Поэтому очень важно продвигать сайты в поисковых системах, например, таких, как Yahoo, Google, MSN и т.д.

Можно говорить о том, что в России потихоньку этот процесс уже пошел. У нас же, по оценкам экспертов, суммарные затраты на Интернет–маркетинг составили в 2004 году около 1 миллиона долларов США (около 350 тысяч придется на Интернет–рекламу, остальное — на разработку сайтов). В основном это деньги продавцов мобильных телефонов и услуг связи, бытовой техники и компьютерных комплектующих. В то время как руководству большинства крупных промышленных предприятий еще только предстоит понять возможности и прибыльность виртуального рынка сбыта.

Кстати

По некоторым данным, в течение ближайших пяти лет объемы мировых продаж он–лайн–рекламы вырастут более чем в два раза и будут на уровне 16 миллиардов долларов США. А уже к 2008 году, согласно данным «Jupiter Research», объем рекламы в сети впервые превысит объем рекламы в печатных изданиях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter