Сетевое решение

Как–то незаметно жители Минска привыкли к гипермаркетам. Огромные магазины, представление о которых раньше складывалось по западным фильмам, вдруг стали неотъемлемой частью нашей потребительской жизни. Процесс набирает обороты...
Как–то незаметно жители Минска привыкли к гипермаркетам. Огромные магазины, представление о которых раньше складывалось по западным фильмам, вдруг стали неотъемлемой частью нашей потребительской жизни. Процесс набирает обороты. В ближайшие три года в столице появится еще 7 «гиперов» и один полноценный «молл» — громадный торгово–развлекательный центр. Новая форма торговли придет в областные города. Казалось бы, все замечательно. Но это с точки зрения покупателя. Чиновники, отвечающие за торговлю, увидели в приятном добрую ложку дегтя...

Поначалу, когда еще только заливались фундаменты, гипермаркеты рассматривались как альтернатива рынкам. Еще более богатый выбор, низкие цены за счет огромных продаж, чистота и приятный сервис. Часть «базарной» клиентуры «гиперы» уже сегодня забрали. И надо полагать, в ближайшие пару лет торговля на рынках естественным путем пойдет на убыль. Давняя мечта Министерства торговли — чтобы граждане отоваривались в помещениях, а не на улице, — сбывается. Но вот незадача: в гипермаркетах продается много импортной продукции. По крайней мере, куда больше, чем хотелось бы. В Минске, по данным горисполкома, доля белорусских товаров в первой половине этого года снизилась до 61,6 процента. В том, что она не 70 или 80, как раньше, «повинны» в том числе и гипермаркеты. Учитывая, что сеть сверхкрупных магазинов, распространяющих импортные брэнды, намерена расти, пропорция «белорусское — зарубежное» может ухудшиться. Как не допустить?

До 1 сентября 2006 года все было просто. В перечне лицензионных требований содержался следующий пункт: предприятие торговли обязано иметь в своем ассортименте 70 — 90 процентов белорусских товаров. И баста! Кто не выполнял норматив, мог лишиться разрешения на торговлю. Мера, конечно, действенная, но с точки зрения современной экономики архаичная. Во многом именно она сдерживала приход крупных торговых сетевиков на белорусский рынок. Понимая это, Правительство норму отменило. Сетевики оживились, одновременно увеличился импорт...

Министерство торговли не так давно озвучило предложения, как увеличить долю отечественной продукции в гипермаркетах. Все они адресованы владельцам сетей. Суть такова: надо брать больше белорусской продукции на реализацию. Вплоть до бесплатного выделения площадей под нее. Так, например, предложено создать в «гиперах» секции, в которых будут представлены изделия концерна «Беллегпром»... Это наводит на размышления.

Западные производители одежды и обуви тратят миллионы долларов на то, чтобы выкупить площади... в еще не построенных гипермаркетах. Конкуренция за место под крышей торгового центра в любой стране мира нешуточная. Думаю, если предприятия «Беллегпрома» или «Белгоспищепрома», не обладающие огромными финансовыми средствами, выиграют ее без усилий, владельцы гипермаркетов не разорятся. Но пойдет ли это во благо нашим производителям?

Претензии к белорусским потребительским товарам у меня лично есть. Например, часть обуви, нехитрой по дизайну и грубой по качеству, в торговых кругах нередко называют шротом. Оправданно. Если бы государство не защищало обувщиков высокими пошлинами на импорт, часть изделий была бы вытеснена с прилавков более дешевыми и качественными китайскими башмаками (а приличная белорусская обувь попала бы под жесткий прессинг со стороны европейских изделий).

Есть вопросы к одежде и трикотажу. Особенно к дизайну. Хотя, надо признать, в последнее время он стал лучше. Но некоторые вещи могут висеть в магазинах годами... Например, джинсы белорусского производства. Товар ходовой, но пока, видно, только осваивается. До уровня российских или польских фабрик (агрессивно захватывающих наш рынок через фирменные магазины и секции) пока далеко.

Боюсь, если наш легпром получит гарантированные бесплатные каналы сбыта, стремление улучшать качество и снижать цены ослабнет. Не станут лучше и белорусские консервные изделия — горошек в стеклянных банках, салаты в мутном рассоле под блеклой этикеткой, — если их навязывать покупателям. То же касается и других товаров...

Открытая конкуренция для производителей — штука обоюдоострая. Но отсутствие ее — путь к экономическому разврату. Нам это надо?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter