Сельская газета

Сетевики удушают магазины в райцентрах и боятся деревни

В ЛЕЛЬЧИЦАХ несколько лет назад открылся первый гипермаркет. Казалось бы, зачем, если  магазинов и так предостаточно. Однако новый переманил к себе жителей всего поселка, да и ближайших деревень. Они сейчас регулярно здесь закупаются, днем и вечером очереди. Неудивительно, что около 20 процентов товарооборота района забирает именно этот гипермаркет. Подобная картина и в других малых городах.   

Фото www.lelchitsy.by

А в соседних магазинах выручка резко упала. Не привлекают покупателей даже скидки и режим работы до поздней ночи. В основном здесь затариваются по мелочам – сметаной или хлебом. Получается  быстро и без очереди. Да и откуда ей взяться, если гигантские торговые сети просто убивают небольшие магазины.

Сетевики уже захватили половину розничного рынка и скоро приблизятся к 70 процентам. Новые объекты ставят с большой скоростью и едва ли не возле каждого столба. И если в 2015 году по охвату торговыми площадями на 1000 человек мы приблизились к европейскому стандарту, то  в 2016-м его уже превзошли.

Аналогичная ситуация в структуре товарооборота. С 2014 года действует такая норма: на одну торговую сеть должно приходиться максимум 20 процентов от общего в каком-то городе, районе. Если больше, расти дальше и занимать новые площади закон запрещал. Однако в 2015 году в 45 районах эту планку превысили. И что-то я не слышал о каких-то разбирательствах, включении антимонопольного механизма  по этому поводу. Так что не работает, выходит, закон.

К чему ведет сетевая монополия? К откровенному диктату и прессингу поставщиков продукции. Не секрет, расчеты с ними иногда затягиваются не на один месяц. То есть продавец беззастенчиво лишает сельхозпроизводителя оборотных средств и имеет практически беспроцентный кредит от него. Так что, прежде чем восхищаться широтой души иных сетевиков, агрессивно проводящих рекламные кампании с невиданными призами и скидками, будем помнить, что  это те деньги, которые не получили доярка или механизатор за свой нелегкий труд.

И  если взглянуть на розничные цены, то они не всегда так низки, как кажется. Да, есть дешевые продукты по акциям, но продают и такие, которые в соседних магазинах дешевле на 30—40 процентов. Расчет на то, что  мало кто захочет носиться по нескольким торговым точкам, чтобы сделать продуктовый запас на неделю или две.  

Этим торговые сети удобны, ведь в них можно купить все — от бытовой техники до супового набора. Но от обычного рынка они для потребителя чем отличаются, кроме как наличием помещения? Да и рынки сейчас уже дышат им в спину. На крупных собственные кафешки, закусочные, крытые торговые места. И еще большой плюс — поторговаться можно, о чем многие уже давно забыли.  

Сетевая торговля пришла к нам из Европы, но формируем мы ее по-своему. В Европе крупные гипермаркеты расположены на выезде из городов.  У нас их строят там, где свободная земля, в новых спальных микрорайонах. К примеру, в Слуцке, Солигорске, считай, в центре города. Конечно, они задушат небольшие магазины и не оставят им шанса на выживание.

Сети, которые в конкретном районе в структуре товарооборота близки к 20 процентам, должны обязательно торговать на селе. В глухих и отдаленных деревнях. Причем не два-три часа, а весь день. Не все  же сливки в городе снимать. Покажи, что ты везде хорош. А на селе есть с кем работать, продукты там обходятся гораздо дороже, чем в городе.

Стационарных магазинов в деревнях по сравнению с прошлым годом стало меньше на 500. В этом плане сельчанин становится все менее избалованным, чем горожанин. Почему бы сетевикам не взять на себя торговлю с колес,  наладить бизнес в этой части?

Мне возразят: такой опыт, мол, уж есть, недавно второй крупный сетевик ответственно пообещал выбраться со своими автомагазинами к сельчанам. Что сказать? Флаг в руки тому, кто только начинает, и пожелание не снимать сливки, в том числе и пиаровские, с одного района, а идти в остальные 117, сетевику, который уже работает с сельчанами. 

kovalev@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Провинциал
Появление сетевых магазинов в малых городах оказало положительное влияние на качество обслуживания и заставило шевелиться потребкооперацию и частных  предпринимателей. Сужу по своему райцентру. Когда появился Евроопт и покупатели потянулись туда за покупками, в райповских магазинах стали уменьшать торговую надбавку, проводить акции, для пенсионеров одно время предоставляли скидки. Правда это коснулось только тех райповских магазинов, которые находятся недалеко от магазинов других крупных сетей. А в отдаленных районах и в сельской местности всё осталось по - прежнему. Конкуренции нет, можно работать по - старинке.
Надежда
Конечно Евроопт- хорошо.  Я сама туда езжу раз в неделю. Все что надо в одном магазине  из непродовольственной  группы. Продтовары не вспоминаю- отлично Но жалко и старушку потребкооперацию разграбленную и уничтоженную  за последние 20 лет, как и все государственное. Волнуюсь, что магазинчик, который в шаговой доступности, может скоро закрыться, т.к его не ремонтируют  и  возможности содержать второго продавца то же нет. Отсюда и режим работы и выходной день.  Местная вертикаль постаралась  для создания конкурентной среды, да кто же придёт себе в убыток на село?.
Иван г.Кричев
Просто владельцам малых магазинов нужно более менее нормально выстраивать ценовую политику, хотя и в
Евроопте уже цены поползли вверх чем это было ранее.
Александр,54,Бобруйск
Надежда, не надо было в своё время гробить это самое село и всем бы было весело....... Однако,совсем скоро сетевики скоро начнут конкурировать между собой и всё встанет на свои места.
Провинциал
Появление сетевых магазинов в малых городах оказало положительное влияние на качество обслуживания и заставило шевелиться потребкооперацию и частных  предпринимателей. Сужу по своему райцентру. Когда появился Евроопт и покупатели потянулись туда за покупками, в райповских магазинах стали уменьшать торговую надбавку, проводить акции, для пенсионеров одно время предоставляли скидки. Правда это коснулось только тех райповских магазинов, которые находятся недалеко от магазинов других крупных сетей. А в отдаленных районах и в сельской местности всё осталось по - прежнему. Конкуренции нет, можно работать по - старинке.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости