Сеть и рыбы

Что победит: книга или Интернет? Сетевая литература сегодня популярна не меньше «бумажных» детективов Дарьи Донцовой.

Что победит: книга или Интернет?


Я открываю свой сетевой дневник и смотрю на счетчик. Сегодня в рейтинге блогов моя страничка на 5.923–м месте. Неплохой показатель, если учесть, что всего дневников — более 4 миллионов. Для меня Живой журнал — это в первую очередь общение. Во вторую — «спортзал» для моего литературного языка. Иногда мне кажется, что я делаю гениальные записи. И уж, конечно, я бы не отказалась от сетевых премий «Тенета» или «Арт–Лито». Да хотя бы «ЖеЖеБая» (первая белорусская премия) — за вклад в развитие мировой блогосферы! Но, видно, амбиций у меня все–таки меньше, чем у двоих моих виртуальных друзей Антонов. Да и пишут они, в отличие от меня, не заметки о прошедшем дне, а сететуру. Это слово появилось в результате слияния лексем «сеть» и «литература» и означает оно весь литературный потенциал, развивающийся во «всемирной паутине». Хотя некоторые тексты больше похожи на «рыбу», т.е. набор простейших слов и предложений при отсутствующем сюжете...


Сетевая литература сегодня популярна не меньше «бумажных» детективов Дарьи Донцовой. В ней свои законы жанра, свой стиль и свой искушенный читатель. Кто–то использует сеть в качестве платформы для прыжка в книжное литературное пространство, а кому–то достаточно сотни комментариев в день на свой виртуальный рассказ, чтобы чувствовать себя писателем. Представляю вашему вниманию самых удачных представителей обеих «баррикад». Два взгляда на сететуру, две истории популярности...


Сторонник скрупулезного реализма

 

Антон Кашликов, 22 года.

Студент 5–го курса факультета журналистики БГУ.


Первую книгу написал в 18 лет за одно лето.


2007 год — победил в номинации «Литература» на первом белорусском конкурсе блоггеров.


2008 год — московское издательство АСТ выпустило его первый роман «Лузер».


Антона я начала читать еще задолго до того, как он стал известен широкой публике. Его записи в Живом журнале всегда шокировали своим неприкрытым натурализмом, дерзостью и претенциозностью. Без тени стеснения Антон утверждает, что намеревается издаваться стотысячными тиражами, и ставит обществу неутешительные диагнозы:


— У нас же люди не читают! Согласен с утверждением, что основным показателем читающей нации является то, сколько человек держат в руках книги в вагоне метро. В Минском метрополитене хорошо если двое–трое таких на глаза попадется...


Молодым авторам порой годами приходится обивать ящики электронных почт различных издательств, прежде чем их удосужатся хотя бы прочитать. Кашликов тоже ждал два года, зато сразу издался 4–тысячным тиражом по всему ближнему зарубежью. Интересуюсь секретами успешного дебюта. Может быть, помогла раскрученность в Живом журнале?


— ЖЖ для меня — только лишь тренировочная площадка. «Лузер» — это не компиляция записей оттуда, хотя сегодня достаточно модно выпускать книги по мотивам сетевого дневника. Уверен, скоро такое явление, как сететура, сойдет на нет. Книги делают писателя строже по отношению к себе и к своему тексту, а блогосфера упрощает язык, занижает планку.


Антон объясняет свою востребованность у издателей и читателей тем, что он выбрал незанятую нишу: «литература, сделанная молодым и о молодых». Когда я перелистываю страницы его романа, у меня складывается впечатление, что молодое поколение он показал слишком однобоко. Будто наши с ним сверстники — это сплошь ленивые и уже разочаровавшиеся в жизни люди.


— Для меня главным было не соврать, — говорит Антон. — Я сторонник скрупулезного реализма. Прежде чем строить какие–то сложные литературные конструкции, нужно научиться описывать простые вещи, передавать жизненные диалоги. Наше с тобой поколение — это поколение нытиков. Эти люди постоянно чем–то недовольны: собой, местом, где они живут, местом, где они учатся...


Сейчас Кашликов пишет второй роман, но с ЖЖ завязывать пока не собирается. Говорит, что вторая книга дается ему с гораздо большим трудом, чем первая.


— В ней будет больше конкретики, чем в «Лузере». Мне интересно создать коллективный портрет нашего поколения, а эта задача предполагает обобщения.


В сететуре главное — кураж


Антон Юрковец, 20 лет.

Студент 3–го курса филологического факультета БГУ.


Первая попытка написать книгу была в 5 лет.


Наград в области сететуры или литературы пока не имеет.


Антон Юрковец ведет свою сетевую литературу в livejournal на белорусском языке. Этот факт сразу отметает от его творчества приличный кусок читательской аудитории. Однако, надо отметить, что уже почти 40% блогов у нас — белорусскоязычные.


Антона читают более 300 человек. Он пишет коротко, емко и злободневно. О любви, о сессии, диалоги в общественном транспорте, о литературе. Мы говорим с ним о том, как стать популярным писателем в Интернете:


— Вы можете написать поразительную зарисовку про какое–нибудь лесное озеро и не получить ни одного комментария. А Пост, который состоит всего из одного предложения, но в нем затрагивается тема любовных, интимных отношений, будут комментировать беспощадно. Пишите о пьянках, драках, интересных случаях, приукрашивайте, выдумывайте «обаятельные» детали, — советует Антон. — В сететуре самое главное — кураж.


Пожалуй, в Интернете работают те же законы, что и в книжной индустрии: то, что без перчика, что неискренне и неблизко, не цепляет глаз, не перехватывает дыхание, не заставляет судорожно вращать колесико «мышки».


— Антон, а почему ты не хочешь написать полноценный роман и отправить его в какое–нибудь крупное издательство, как это сделал твой тезка  Кашликов? — задаю я главный вопрос.


— Если я напечатаю свои тексты сейчас, мне будет за них стыдно лет через пять, — ухмыляется молодой «сетевик». — Мне 20. В таком возрасте надо учиться, набираться опыта и... гулять, «гудеть», хоть это и звучит совсем по–юношески. Из «гудения» и рождаются самые лучшие, самые искренние, на мой взгляд, записи.


Хотя Антон пишет в своем дневнике больше о молодежи, свою первую книгу в переплете он думает посвятить детству. Говорит, что самые трогательные тексты получаются именно о маленьких людях и их внутреннем мире.


Заканчиваем мы нашу с Антоном беседу размышлениями о том, долго ли еще будет популярна сететура и могут ли на ее богатой почве взрасти молодые классики.


— Сететура подарит много хороших авторов, — прогнозирует Антон. — С нее ведь так легко начать тем, кто пока не сильно уверен в своих литературных способностях. Написал, «кликнул» по слову post — и вот ты уже автор. Я отличаюсь от традиционных писателей тем, что мои произведения оценивают не пара–тройка издательских редакторов, а десятки людей, причем моментально! А что может быть интереснее и важнее для автора, чем оперативные и искренние отзывы на его произведение?


* * *


Для гендерного баланса хочу представить вам Марту Кетро — московскую писательницу, блоггера, обозревателя журнала Psychologies. Свой блог она ведет с февраля 2005 года, и сегодня на него подписано почти 10 тысяч человек. Цитаты из него гуляют по всему Рунету. После публикации первой книги «Хоп–хоп, улитка», основанной на дневниковых записях, Марту приняли в Союз писателей Москвы. Издательство АСТ с завидной регулярностью стало выпускать ее произведения: «Улыбайся всегда, любовь моя» (10.000 экземпляров), «Женщины и коты, мужчины и кошки» (21.000 экземпляров). Совсем скоро выйдет четвертая книга Марты «Московские фиалки».


— Полагаю, что сеть останется популярной стартовой площадкой для писателей надолго, — считает российская «тысячница». — Она удобна и для авторов, и для издателей, которые сейчас внимательно наблюдают за новыми именами, появляющимися в ЖЖ. Чтобы стать интересным тысячам людей в Интернете, следует писать хорошо, регулярно и ярко. А вот чтобы заметили издатели, никаких дополнительных усилий прилагать не нужно. Если человек много и плодотворно работает, его обязательно найдут. Издательство «Центрполиграф» обратилось ко мне с просьбой собрать книжку на основании постов уже через год после того, как я завела блог в  журнале.


Итак, время, вперед!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter