Серый цвет больше не в моде

Об этом говорили в Совете по развитию предпринимательства

Об этом говорили в Совете по развитию предпринимательства


Начну с драматической истории, которая приключилась в Гомеле неделю назад. Два закадычных партнера взялись делить совместный бизнес по производству окон ПВХ. Поначалу скандально и с битьем лиц. Далее через суд и при помощи «киллера», которого один нанял для другого, чтобы покалечить и вразумить. Из–за чего, собственно, встряска нервов и Уголовного кодекса? Не поверите — из–за «серых» схем. Втайне от напарника товарищ–предприниматель организовал левое производство, обманув компаньона и государство...


Работать в «тени» сегодня не так модно, как в 90–е. Для частного дела теперь удобнее и спокойнее быть осязаемым, реальным, имея в сейфе пакет регистрационных документов. Другое дело, что тропы «серых» схем — в обход налогов, согласований, сертификации и т.д. — пока не зарастают. Особенно там, где спрос бьет ключом. Нащупать эти тропы не всегда возможно. Однако потери от левых дельцов очень ощутимы для бюджета.


Пример — производство окон ПВХ. Только оборот «теневиков» в этом сегменте оценивается в 500 миллиардов рублей в год. Это чуть меньше объема официально работающих фирм. Хотя «теневики» — вроде и зарегистрированные конторы. Но, если копнуть, нет нужных допусков и сертификатов, гарантирующих качество. Оборудование, обозначенное в документах, — фикция. В реальности происходит штамповка изделий подручными способами из сторонних комплектующих. Зато это дает низкую цену и обеспечивает феерический спрос.


О том, что «серые» схемы портят репутацию всего бизнес–сообщества, говорили на последнем выездном заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте, прошедшем в Гомеле. Его глава Владимир Зиновский, ратуя за продвижение здоровой частной инициативы, был категорично тверд:


— Кто в основном практикует подобные схемы? Владельцы фирм–однодневок, которые развиваться не планируют. Их главная задача — взять больше, используя разные способы. Они демпингуют, создают недобросовестную конкуренцию. Страдают же те, кто работает прозрачно, соблюдая правила и законы.


К моей радости, таких вот частников не только клеймили позором. За «круглым столом» пытались разобраться: а почему, собственно, им удобнее в «тени». Оказывается, при всех благоприятных веяниях еще аномально много у нас проверок и различных согласований. Конвейером идут законодательные документы. Осложненная система сертификации продукции.


Привели пример мебельщиков. В стране только две лаборатории, где сертифицируют их изделия. Очередь растянулась на 3 — 4 месяца. Неужели все это время предприятиям стоять, закрыв цехи?


Чтобы избавиться от вынужденного и осознанного пристрастия к «серому», нужно объединяться по интересам — так решили участники заседания. Владимир Зиновский представил бизнесменам идею — отраслевые объединения. Инструмент изобретен давно и хорошо себя зарекомендовал. Например, в Германии и Швейцарии под крылом отраслевых ассоциаций обитает до 80 процентов предпринимателей. Что это дает? Во–первых — решение узкопрофессиональных задач, которые обычно теряются на фоне общих проблем. Ведь у бизнеса нет своих отраслевых министерств, как у государственных предприятий. Во–вторых, такое объединение облегчает путь к сырьевым ресурсам и получению крупных заказов. В–третьих, дает статус, чтобы ставить вопросы перед органами власти и добиваться их решения. И, наконец, позволяет самостоятельно определять правила поведения на своем поле: недобросовестен — потеснись.


О том, что такая схема может замечательно работать и в нашей стране, свидетельствует пример ассоциации международных перевозчиков «БАМАП». Успокаивая представителей малого бизнеса, встревоженных перспективой укрупнений и поглощений, ее представитель Вячеслав Довнар, гендиректор ООО «Белинтертранс», убеждал:


— В нашей ассоциации около 2 тысяч предпринимателей. Поверьте, никого не подмяли и не вытеснили. Стараемся защищать интересы всех независимо от масштабов деятельности: одна машина или пятьдесят. Главный принцип — работать честно, без «серых» схем и подковерных игр.


Что ж, похоже, пример перевозчиков достоин подражания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter