“Серый” товар настоящему не пара

Импортная обувь подорожает, и подделок станет меньше? Импортная обувь может подорожать на 30—40 процентов. Но вместе с этим относительно дешевых отечественных туфель и сапог на прилавках магазинов станет значительно больше.

Дорогая, но настоящая
Правительство Беларуси на девять месяцев ввело временные повышенные таможенные пошлины на ввоз в нашу страну обуви. Вместо прежних 15 процентов от стоимости товара плюс 1,4 евро за каждую пару импортер теперь будет платить 30 процентов плюс 2 евро за пару. Такие меры, как ожидают в Совете Министров, помогут защитить отечественный рынок от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, которые стремятся поставлять свои изделия под видом российских.
Под маркой “Сделано в России”, признают и в концерне “Беллегпром”, и в Государственном таможенном комитете, и в Министерстве по налогам и сборам, довольно часто скрываются производители из Юго-Восточной Азии, которые путем такого подлога стремятся избежать обязательных при ввозе платежей. Между тем, по экспертным оценкам, до 60—80 процентов якобы российской обуви таковой на самом деле не является. В такой ситуации отечественные предприятия, которые работают “прозрачно”, сталкиваются с недобросовестной конкуренцией. Рядовой же покупатель такой “импортной” обуви рискует приобрести себе пару не только ненадежных, но и небезопасных туфель.
Произошедшее повышение ввозных таможенных пошлин, прогнозируют легальные импортеры, может ударить по кошельку лишь весьма обеспеченных покупателей: настоящая импортная обувь и сейчас стоит недешево. Но вместе с этим поставщик “серого” товара окажется в очень затруднительном положении: если “левая” обувь вырастет в цене, то найдутся ли на нее покупатели?
А свои не хуже и дешевле?
За год, по экспертным оценкам, в Беларуси продается 25—30 миллионов пар обуви. При этом отечественные производители выпускают около 10 миллионов пар, из которых только 6 миллионов реализуется на внутреннем рынке. Кроме того, по таможенной статистике, в страну ввозится менее 3 миллионов пар импортной обуви. Нехитрая арифметика показывает, что до 15 миллионов пар попадают на прилавок непонятным путем.
Но если побывать на любом отечественном рынке, где бойко торгуют кроссовками, туфлями, сапогами самых известных мировых торговых марок, то многое проясняется. Основной вал российской, псевдороссийской и произведенной в других странах обуви обеспечивают индивидуальные предприниматели, которые “для личного потребления” за год доставляют через “прозрачную” российско-белорусскую границу столько пар, сколько не сносят не только они сами, но и их дети, внуки, правнуки.
Рубить с плеча, полностью запрещать ипэшникам ввозить обувь было бы неразумно, ведь для многих такая торговля — единственный источник заработка. Но вместе с этим, призывают в концерне “Беллегпром”, необходимо упорядочить эту сферу. “Мы не требуем для себя особых преференций. Но мы желаем работать в равных условиях со всеми другими производителями. Мы и за то, чтобы все было прозрачно, было точно известно, сколько обуви, чьего производства и какого качества продается на рынке нашей страны”, — пояснила позицию ведомства начальник управления концерна Раиса ХАРИТОН.
Чтобы сделать обувной рынок более прозрачным, можно, например, установить норму бесплатного ввоза на каждого человека, пересекающего границу, пятью парами. Везешь больше — плати. Можно проводить обязательную гигиеническую сертификацию. Раскрыть подлог можно и тогда, когда требовать от импортеров справок о реальных объемах производства на предприятии-изготовителе и перепроверять это с помощью российских налоговых органов. Еще одно оружие — маркировка контрольными марками. Она уже вводится.
Борьба с “серостью” не только оградит покупателя от товара сомнительного качества, но и поможет насытить белорусский рынок доступными по цене отечественными туфлями, сапогами и кроссовками. Пока они выпускают, как уже отмечалось, около 10 миллионов пар в год, но этот показатель может вырасти. В середине нынешнего года указом Президента наших обувщиков освободили от некоторых платежей, позволили эти средства направлять на техперевооружение, обновление ассортимента. Если прежде модельный ряд продукции предприятий концерна, как утверждают в “Беллегпроме”, обновлялся ежегодно только на 50—60 процентов, то уже сегодня вполне реально и на 70—80 процентов. Финансовая поддержка и упорядочение рынка помогут пустить новинки на поток.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter