Сервис завтрашнего дня

Александр СИНКЕВИЧ, экономист, директор компании Sinkevich Technologies

Александр СИНКЕВИЧ, экономист, директор компании Sinkevich Technologies

Открытая белорусская экономика чрезвычайно зависима от внешнеэкономической конъюнктуры, поэтому развитие внутреннего рынка и экономики услуг должно стать стержнем экономической политики в ближайшие годы. Чтобы понять важность экономики услуг, стоит вспомнить не очень давнюю историю. Еще в XIX веке вся белорусская деревня работала, чтобы не умереть с голоду. Сфера услуг ограничивалась несложной обработкой материалов и торговлей. На другие услуги не было ни денег, ни времени, ни желания. С тех пор сфера материального производства сделала гигантский шаг вперед. Один современный фермер способен кормить целую деревню, а заводы и логистические центры превращаются в почти безлюдные роботизированные комплексы. В новых условиях все больше людей высвобождается из сферы материального производства. Занять их можно лишь в новой экономике интеллектуального сервиса.

Есть немало людей, боящихся этих изменений. Имеется даже философское направление “неолуддизм”, собравшее вокруг себя технофобов, настаивающих на необходимости “дауншифтинга” — понижения технологического уровня ради сохранения прежнего уклада жизни. Однако глубинные изменения уже произошли, а возвращаться назад, в пещеры — признак слабости и неумения эффективно распоряжаться открывшимися новыми возможностями.

Так что развитие экономики услуг и знаний неизбежно. В Беларуси эти направления до сих пор не освоены должным образом, в результате чего страна несет потери. Недостаточной насыщенностью нашего рынка услуг активно пользуются Польша и страны Балтии, оттягивая на себя белорусских потребителей. Доля услуг в белорусском ВВП составляет лишь 42 процента, тогда как в лидирующих экономиках мира этот показатель доходит до 80 процентов. Так что резерв для роста в этой области у нас просто колоссальный.

Создавая экономику услуг, главное правильно ее сконфигурировать, задать необходимые точки роста и заблаговременно заглушить “сорняки”. Ведь услуги могут быть совершенно разными: строительство, программирование, транспорт, финансы, общепит, гостиничный бизнес, здравоохранение, образование, развлечения... Каковы эффективные пропорции разных услуг в общем объеме, как отделять полезные услуги от вредных? Вопрос далеко не праздный: можно летать в космос для освоения новых ресурсов, а можно — для туристических развлечений.

Прежде всего я разделил бы сферу услуг на категории А и Б. Так делилась промышленность в Советском Союзе: “группа А” изготавливала средства производства, “группа Б” — потребительские товары. Правильный баланс между ними — важнейшая социально-инженерная задача. В Беларуси обе эти группы в сфере услуг развиты недостаточно, но приоритет, безусловно, должна иметь “группа А”, предоставляющая сервис класса “бизнес-ту-бизнес”, то есть для корпоративного сектора. Зависимость от внешних поставщиков подобных услуг ставит страну в положение вечно догоняющей и зависимой от чужих знаний и технологий. Поэтому так важно укреплять национальный рынок банковских, страховых, девелоперских и информационных услуг, а также научно-исследовательскую сферу.

Что касается услуг “группы Б”, то без них невозможно построить здоровое и устойчивое общество. Но сейчас в мире в абсолют возводится не взращивание всесторонне развитой личности, а потакание низменным человеческим инстинктам. К примеру, в США оборот одной только индустрии развлечений сравнялся с объемом  производства военно-промышленного комплекса. Вся экономическая и интеллектуальная мощь нации работает над удовлетворением прихотей абстрактного индивидуума. В истории такие ситуации уже бывали: Римская империя за счет ограбления колоний и труда рабов тоже смогла обеспечить беспечную жизнь римских граждан, которые свое время и ресурсы просаживали на гетер, пиры, зрелища, бани и различные увеселения. Экономика услуг “группы Б” цвела пышным цветом, но внезапно рухнула под ударами варваров, презиравших римский изнеженный образ жизни.

Подобные риски по-прежнему актуальны, ведь с точки зрения краткосрочной экономической выгоды более интересен запуск игорных и публичных домов, чем создание музеев или спортивно-оздоровительных центров. Мы должны осознать, что построение гармоничного, грамотного и здорового социума важнее частных удовольствий или коммерческой выгоды, и на этой основе заключить неформальный общественный договор. Универсальное мерило для определения приоритетных отраслей и направлений экономики услуг —  долгосрочное общественное благо, укрепление суверенитета своей страны и ее геополитического веса.

С этой же точки зрения следует рассматривать проблему импортозамещения: общество, состоящее из разрозненных эгоистов, способно ради личного кошелька затоптать целые отрасли национальной экономики, якобы “невыгодные” или “немодные”. А общество, состоящее из социально ответственных граждан, будет проявлять стихийный экономический патриотизм, стимулируя и поддерживая достойных отечественных производителей, вдумчиво реформируя и развивая проблемные отрасли.

Развитие белорусского внутреннего рынка — чрезвычайно важная задача не только для укрепления национальной экономики, но и необходимый этап перед вхождением в будущие интеграционные объединения, чтобы Беларусь стала в них одним из ведущих игроков.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter