Сервис с подвохом

Мошенник из барановичей брал автомобили в ремонт и продавал их
Талантливый автоэлектрик, он хорошо разбирался в устройстве машин. Но убеждать умел еще лучше. Тринадцать жителей Брестчины, в том числе и тесть, отдали ему в ремонт свою автотехнику, но не все получили ее обратно. 



В среде автолюбителей Дмитрию Серикову было принято доверять. Он брался за ремонт иногда безнадежных машин. Со временем специалист наработал серьезную клиентуру. Даже то, что в середине 2014-го его осудили на три года лишения свободы с отсрочкой, мало кого пугало. 

Схема во всех случаях была похожа, как два новых колеса. Он брал авто на ремонт. Затем убеждал хозяина продать “лом” и доложить небольшие деньги на покупку более нового автомобиля. Ни денег, ни машины больше никто не видел.

Супруги Александра и Владимир Валевич вспоминают, что барановичский электрик предложил им пригнать хороший автомобиль. Сказал и сделал. Но потом выяснилось, что у “Опель-Зафиры” есть проблемы с кузовом и не включается первая передача. Нужны деньги на ремонт.

— Больше “Зафира” к нам не возвращалась. Через некоторое время Дима позвонил и объяснил, что автомобиль в таком плохом состоянии, что его проще “сплавить”. Мы дали ему еще 1700 долларов, но новое авто он так и не пригнал, да и деньги не вернул. Он постоянно звонил и успокаивал, что все будет хорошо, что он исключительно порядочный человек и моего мужа обмануть не может. Про деньги говорил, мол, “я не буду кости бросать, а отдам всю сумму”, — вспоминает Александра.

Следователь по особо важным делам управления процессуального контроля УСК по Брестской области Александр Новик рассказывает:

— Многие из потерпевших не раз обращали внимание на удивительное свойство Серикова убеждать, что с машиной все будет хорошо и что ему нужны деньги либо на покупку авто взамен старого, либо на решение собственных проблем. При этом он постоянно звонил и отправлял сообщения, то есть всячески создавал впечатление личной заинтересованности в успешном исходе дела.

Правда, со временем он настолько запутался в собственных махинациях, что, похоже, утратил контроль над ситуацией. В начале прошлого лета жертвой его аферы стал даже собственный тесть. Тот передал ему свой “Пежо-605”. Машина тут же была продана всего за 2500 долларов. Афера вскрылась, лишь когда к тестю приехали покупатели и потребовали снять проданное авто с учета.



Не менее драматично сложились отношения автомахинатора и с Сергеем Масловским, владельцем “Ровера-400”. Машина забарахлила. Потребовался ремонт. Но “слесарь — золотые руки” предложил лучший вариант: давай продадим, есть покупатель, готов забрать за 4000 долларов. Одновременно чудо-техник сказал: есть “Ауди А6”, за нее нужно доплатить еще 4000 долларов...  

— Масловский потребовал от Серикова вернуть деньги, но тот отдавать долг не торопился. Тогда Сергей направился в ГОВД, и только перед самой милицией Дмитрий перехватил его и отдал тысячу долларов. А вот остальную сумму так и не вернул, — рассказывает старший следователь Барановичского межрайонного ОСК Сергей Жуков, который расследовал это уголовное дело.

Михаилу Павловичу повезло еще меньше. Его красавец “Додж-Неон” был продан всего за тысячу “зеленых”. Но Дмитрий с хозяина на ремонт еще долго тянул деньги. В итоге набралось 2600 долларов. 

“Ауди-100”, “Мерседес-Бенц С 180”, “Мазда 6”, “Опель-Синтра”, “Фольксваген-Гольф”... Когда число жертв предприимчивого мастера перевалило за десяток, его махинации больше не могли оставаться незамеченными. 

Почти за два года автослесарь выманил у знакомых более 812 миллионов рублей. Причем у одного взял даже золотой браслет за 5 миллионов, а другому обещал купить два телевизора за 500 долларов.

В показаниях Сериков делал упор на то, что во всем виноваты правоохранительные органы. И если бы не его арест, то он обязательно рассчитался бы со всеми кредиторами. Недавно состоялся суд. За мошенничество в особо крупном размере барановичский автослесарь приговорен к шести с половиной годам колонии. А это значит, что долговой воз останется на месте еще надолго. И кредиторы вряд ли дождутся одолженных денег так быстро, как этого хотелось бы. Правда, если бы Сериков остался на свободе, то круг потерпевших, очевидно, был бы еще шире. 

Многие из потерпевших обращали внимание на удивительное свойство Серикова убеждать, что с машиной все будет хорошо. Правда, со временем он настолько запутался в собственных махинациях, что, похоже, утратил контроль над ситуацией. В начале прошлого лета жертвой его аферы стал даже собственный тесть


Будьте осторожны

Автохаусы превращаются в пирамиды

Регулярно в одном только Минске правоохранители раскрывают масштабные аферы в среде предпринимателей, занимающихся реализацией чужих машин. Не останавливаясь на названиях, следует сказать одно: схема во всех случаях действует примерно одинаковая. Владелец автохауса принимает на реализацию подержанное авто, заключая при этом договор с клиентом. Все, как в обычной комиссионке: как только автомобиль продается, бывший автохозяин получает сумму, указанную в договоре. На первых порах деятельности некоторых “торговых домов” все было именно так. А потом все превращалось в банальную финансовую пирамиду. Взятую на реализацию машину на самом деле продавали перекупщикам и по заниженной цене, чтобы авто ушло быстрее. Вырученные средства направляли на другие подконтрольные фирмы, чтобы остаться в плюсе, заработать разницу и рассчитаться с другими клиентами.  Но, как водится, отрицательное сальдо росло день ото дня, а стороннего дохода не хватало. Не хватало и дохода от машин, которые все принимали и принимали на комиссию. В результате образовалась огромная задолженность, а вместе с ней — армия обманутых клиентов. 

Поэтому, чтобы не стать жертвой, перед заключением договора стоит поближе познакомиться с автохаусами и изучить мнение на этот счет других автовладельцев. Благо интернет-площадок для этого теперь более чем достаточно. 

Что скрывают комиссионки 

Распространенная в соседних странах схема — на специализированных сайтах выкладывается объявление о продаже авто якобы от лица хозяина. При этом сама машина изображена без госномеров, нередко в окружении других автомобилей. Когда клиент приезжает на место, оказывается, что это комиссионный автосалон. Однако это не значит, что вероятность купить здесь хорошую машину выше, чем при покупке с рук. Наоборот, именно сюда зачастую стекаются битые авто, бывшие такси с огромным пробегом и просто автохлам. 

Чтобы застраховать себя от неудачной сделки, следует поинтересоваться подробностями: кому раньше принадлежала машина, где обслуживалась, каков ее реальный пробег и какими документами продавец может подтвердить ее официальный статус.

Бесценный дубликат 

Одна из самых серьезных проблем — краденые автомобили. Покупая машину за рубежом, сложно бывает узнать, не находится ли машина в розыске. Поэтому обычно вопросы к авто начинаются при попытке оформить его в Беларуси. Тогда нередко становится ясно, что техника в угоне, а номера кузова перебиты — эксперт определит это по начертанию символов.  Так что при осмотре стоит внимательно взглянуть на номера кузова и двигателя. Цифры и буквы в коде должны быть набиты одним шрифтом с одинаковой высотой, шириной и толщиной знаков. Если в месте номера есть следы обработки наждачкой, сварки или свежей окраски, от такого авто лучше отказаться. 

Не стоит идти на покупку машины, к которой продавец дает только техпаспорт на вывоз из сопредельной страны. Также стоит задуматься, если машину продают по дубликату техпаспорта. Чаще всего оригинал “теряют”, чтобы получить чистый документ, где не указывается год ввоза техники в страну. Таким проще всего скрыть его реальный возраст. Также не стоит покупать авто по доверенности: никогда нельзя быть уверенным до конца, что настоящий хозяин в курсе продажи. 

artem.kirjanov@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter