На что может рассчитывать потребитель бытовых услуг?

Сервис ниже подоконника

Нет ничего более грустного, чем непредвиденные проблемы на пустом месте в законный выходной. Такой бедой для меня на днях стал кирпич, прилетевший вдруг в окно моей квартиры на первом этаже. Сюрприз от молодых разгоряченных людей, которые проходили мимо. Сквозная дыра в двойной раме в середине марта — не дай бог никому. Зато отличный повод проверить отечественный сервис на разворотливость и оперативность. Оказалось, что уровень и того и этого, увы, явно ниже подоконника.

Фото sakhalife.ru

Полчаса поиска в интернете — и выясняется, что по субботам в почти двухмиллионном Минске с утра до позднего вечера готовы оказать комплексную услугу по нарезке, доставке и установке оконных стекол три коммерческие структуры. Но готовы ли на самом деле? Первый звонок — и мастер идет на закрытый склад, а спустя полчаса сообщает, что стекла нужного размера (окно балконное, широкое) в наличии нет. У другой компании стекла-то, может быть, и есть, да только специалисты все выходные работают в другом городе — заказ выгодный поступил. На третьем сайте, где заверяют, что их спецы «знают точно, что нужно делать» и «могут решить любую проблему», вопрос решили кардинально — указанные телефоны молчали.

Разочаровавшись в частном бизнесе, вспоминаю, что есть в Минске палочка-выручалочка — контакт-центр ЖКХ. Много говорилось, что здесь по единому телефону круглосуточно семь дней в неделю централизованно принимают вызовы от населения со всего города, чтобы оформить заявки и направить их на места, а выполнение работ строго контролируют. Дозваниваюсь быстро, мне отвечает приятный женский голос. Правда, разочаровывает: нынче ЖЭСы не оказывают услугу по стеклоснабжению населения. Вернее, оказать могут, но при соблюдении нескольких условий. Первое — стекло вы должны приобрести, вырезать и доставить до квартиры самостоятельно. Второе — оставить затем заявку в контактном центре. Третье — заказ исполнят лишь при наличии соответствующих квалифицированных кадров и инструментов. «Звоните частникам» — такова была рекомендация из телефонной трубки. Круг замкнулся!

Вынужден огорчить и тех, кто уповает на городскую аварийную службу, оказывающую бытовую помощь по заявкам населения в выходные и праздничные дни. В прейскуранте организации — услуги, касающиеся водопровода и канализации, а также электромонтажные работы. То есть прочистку трубопровода внутренней канализации в случае крайней нужды вам сделают, электророзетку или выключатель заменят. А вот стекло, будь на улице хоть минус 30, не вставят...

Столь узкий перечень платных работ со стороны ЖКХ неслучаен. В 2016 году приказом ГО «Минское городское жилищное хозяйство» такие услуги были разделены на обязательные и необязательные. Сравните: если раньше перечень насчитывал более 1900 позиций, то теперь в список обязательных работ включено всего 28. Остекление оконных переплетов и дверных полотен в него не входит. С чего это, спрашивается? Ответ, как мне кажется, очевиден. Оптимизация расходов системы ЖКХ, которая, по идее, призвана притормозить рост сумм в жировках, производится в том числе за счет сокращения численности работников. А это палка о двух концах: сегодня ты радуешься снижению расходов коммунальщиков, а завтра взвоешь, когда не найдешь квалифицированного специалиста. Причем не факт, что и среди ИП мгновенно отыщешь того, кто поможет тебе быстро и качественно. Да и не факт, что оставшиеся в ЖЭСах специалисты справятся в считанные минуты. Помнится, где-то год назад понадобилось мне поменять смеситель в кухонной мойке. Сперва пришлось вызвать сантехника из ЖЭСа для осмотра и рекомендаций (за плату, разумеется), затем купить искомый кран и вызвать его повторно — для установки (еще одна сумма). Смеситель в итоге был установлен, но с требованием не включать холодную воду, поскольку в комплекте якобы не хватает какой-то прокладки. Ситуация разрешилась неожиданно: в магазине сантехники случайно разговорился с продавцом по другой вдруг возникшей проблеме. Тот дал телефон частника, который пришел через полчаса, сделал все, что нужно, по божеской цене, да еще и со злополучным смесителем совершенно бесплатно разобрался: «Дурят тебя, товарищ, нет там никаких проблем — просто руки у того сантехника из неправильного места растут».

Словом, оптимизация оптимизацией, а потребитель бытовых услуг, несмотря на конкуренцию между частниками и государственными организациями, нередко остается беспомощным. Ладно с трудоспособными людьми — они проблему так или иначе решат, пусть и с переплатой. Но я представляю себе картину — одинокая пенсионерка на себе через весь город тащит лист стекла, чтобы — может быть! — не сегодня, а завтра-послезавтра кто-то соизволил прийти и избавить ее от пронизывающего холода в доме...

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter