Сертификат ровных стен

С 1 января вводится обязательная сертификация строительных работ и услуг...
Затеяли ремонт? Есть смысл подождать с началом до нового года. Дело в том, что с 1 января вводится обязательная сертификация строительных работ и услуг. Станет ли после этого штукатурка ровнее, а ляжет ли прочнее плитка в ванной? Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно. Но то, что делается первый шаг в наступлении на «серый» стройрынок, — факт. Первое представление о его обороте можно получить, полистав любую газету с частными объявлениями. Вряд ли погрешу против истины, если предположу, что количество занятых в ремонтно–отделочном бизнесе исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч человек. И уж будьте уверены, далеко не каждый штукатурщик–плиточник исправно платит налоги. Да и по качеству претензии ему предъявить не так–то просто, если решение о сотрудничестве скреплено одним лишь честным словом. Которое, к слову, далеко не всегда такое уж честное...

Суть нововведения, под которое, помимо отделочных и стекольных работ, подпадают устройство полов, укладка плиткой пешеходных дорожек, заполнение оконных и дверных проемов, понятна. Сертификация, с одной стороны, должна поднять качество работ. С другой — ограничить «серый» рынок, отнимающий деньги у легально работающих профессионалов и лишающий солидных сумм государственную казну. С выполнением первой задачи более–менее понятно. Строительная организация, претендующая на сертификат, должна соответствовать ряду условий. Например, иметь минимум одного инженера соответствующего профиля и специалистов нужной квалификации. Плюс располагать инструментами, контрольно–измерительными приборами, сборником строительных норм и стандартов. Более того, она должна представить на суд эксперта минимум три объекта, по которым можно судить об уровне работ. Эти требования, без выполнения которых ни одна организация не получит сертификат, должны защитить потребителей от некачественных услуг. Ведь ситуация на этом рынке, где, по оценкам Минстройархитектуры, работает порядка 4 тысяч организаций и ипэшников, мягко говоря, далека от идеала.

Весной и летом, когда в разгаре ремонтный сезон, в Минское городское общество защиты потребителей ежедневно поступает до 15 обращений с жалобами на строителей. А чего хотеть, если стены штукатурит не рабочий 4–го разряда, как положено, а, к примеру, дворник, подрабатывающий в свободное от основного занятия время? Дефицит специалистов–строителей — сегодня больная тема и для солидных организаций. Хотя там, в отличие от бригад «шабашников», помимо хорошей зарплаты, и отпуск, и оплата больничных, и детские пособия. К нелегалам, промышляющим на поприще строительных услуг, идут либо безработные, либо те, у кого есть время на дополнительную работу. Конечно, и в таких бригадах бывают самородки, но в целом рассчитывать на то, что дилетанты обеспечат высокое качество, по меньшей мере наивно.

И сертификация тут вряд ли панацея. Если бы это было так просто, то сегодня мы не знали бы ни о «сером» рынке мобильников, ни о контрафакте аудио– и видеопродукции, ни о нелегальных таксистах, наконец. Конечно, не исключено, что «серых» деятелей она несколько ограничит. Ведь за работу без сертификата с января можно будет запросто схлопотать штраф в сумме выполненных работ. Но не всякий нелегал «засветится» — это во–первых. Во–вторых, у многих давно наработанная сеть клиентов, которые будут обращаться к ним хотя бы из–за сравнительно невысоких цен.

Сертификат сертификатом, но мне кажется есть лишь один эффективный способ борьбы против «серого» рынка — требовательность потребителя. Когда–то мы покупали импортные шоколадные батончики только за красивую упаковку. Потом стали обращать внимание на штрих–код и срок годности. Позже пришло осознание, что суррогат в любом случае уступает натуральному шоколаду. Так и здесь. У тех, кто не хочет быть обманутым, с 1 января появляется хороший помощник — сертификат. Этой бумагой, имеющей несколько степеней защиты, государство подтверждает, что обладатель ее способен качественно выполнить работу. А уж воспользоваться этим «путеводителем» или рисковать — дело каждого. Как и ответственность за свой выбор — тоже.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter